Деньги вертят шар земной
Что делать, если крупный мексиканский наркокартель заподозрил тебя в махинациях со своей наличкой? Молить о пощаде? Возможно. Но финансовый консультант Марти Бёрд (Джейсон Бейтман) не привык паниковать в подобных случаях. Его мозг генерирует безумные идеи выхода из сложившейся ситуации, и одна из них – отмыть деньги на озере Озарк. Откуда же Марти мог знать, что переезд подальше от организованной преступности не обеспечит ему желаемого спокойствия?
В полку необычных проектов от Netflix прибыло – к «Карточному домику» и «13 причинам почему» добавилась криминальная драма с красивыми пейзажами и необычным повествованием. В «Озарке» с трудом можно выделить привычную сериальную схематику – напротив, все десять серий смотрятся как единый длинный фильм о продумывающем свои шаги наперёд, словно гроссмейстер, главе семейства и последствиях вынужденного переезда для остальных Бёрдов.
За канву сюжета ответственен Билл Дюбюк – автор сценариев к «Судье» и «Расплате», – и здесь он словно компилирует два проекта вместе. Получается смесь из криминальной финансовой аферы и семейной драмы. В «Расплате» герой Бена Эффлека благодаря незаурядным способностям зарабатывал деньги (часто работая с преступниками), а в «Судье» наблюдалась драма о том, как приезд успешного адвоката в исполнении Роберта Дауни-мл. в родной городок только осложнял его отношения с родными. «Озарк» же красной нитью проводит сквозь весь сезон тему понимания и доверия в семье, несмотря ни на какие ситуации – будь то внезапная смена места жительства или обретение несметного количества долларов.
И это довольно необычно – исследовать отношения в семье в криминальной драме с убийствами и расчленёнкой. Создатели могли сгладить углы и сфокусироваться лишь на семейных перипетиях, но они оказались щедры на сцены с трупами, перестрелками и прочими дознавательными методами преступивших закон групп. Но даже в первой серии, где Марти придумывает сомнительный план, стоя на коленях перед наркобароном дель Рио (Эсай Моралес), нам чётко дают понять: если у тебя куча денег – это не значит, что ты ими обладаешь. Деньги – не манна небесная, и часто отсутствие наличности только облегчает жизнь (спросите Марти).
Хорошо прописанные диалоги, фокусирование на нескольких параллельных сюжетных линиях, складывающихся в одну, и отказ от невротичного главного героя в пользу сухого на эмоции финансиста ставят «Озарк» на один уровень с сериалом «Во все тяжкие». Авторы моделируют ситуации, где на одном из первых мест всегда стоит этика вопроса, будь то строительство церкви на наркоденьги или обман коллеги по бизнесу ради её спасения. Умение развить сюжет с помощью ловкого саспенса – редкий талант.
Не в последнюю очередь в этом заслуга главного двигателя «Озарка» – Джейсона Бейтмана. Здесь он сменил привычную маску комика на драматического актёра. И он хорош в роли тихого, прагматичного финансового консультанта. Возможно, Марти Бёрд не вызывает глубокой симпатии, но его умению сохранять хладнокровие в экстренных ситуациях можно позавидовать. Бейтман ещё и поставил пару первых и заключительных эпизодов сериала, которые по уровню сгущения красок не уступают работам Лесли Линки Глаттер в «Родине» и Дэвиду Финчеру в «Карточном домике».
Но проблема «Озарка», как ни странно, в его персонажах. Они не отрицательные, но и не положительные, они зависли где-то между, и оттого им трудно сопереживать или размышлять, как сам бы поступил в той или иной ситуации. Жена-изменница Венди (Лора Линни) не может понять своих эмоций к Марти, дети злятся на родителей и чудят (по-другому их поведение не назовёшь), а линия с агентом ФБР выглядит словно дань жанру, а не как продуманная и завершённая сюжетная арка. Усыпляющая синяя цветовая палитра сериала сродни его героям – непритязательна и нейтральна. Да и весь «Озарк» отвечает своему названию – волны на озере появляются только тогда, когда в кадре возникает «катер» в виде опасного персонажа или очередного сюжетного поворота.