Двенадцатилетняя Анна – дочь приёмной матери, доброй и тихой женщины. Но нелюдимая и замкнутая девочка не может найти контакт даже с ней, да и настроения ей не прибавляет слабое здоровье: Анна страдает от астмы. Женщина решает отправить дочь на лето к своим родственникам на побережье, дабы она сменила обстановку и подышала свежим воздухом.

Там Анна находит загадочный и притягательный Болотный Дом, старый заброшенный особняк, который во время прилива оказывается отрезанным от берега. Но однажды она с удивлением видит, что в окнах горит свет, и знакомится с загадочной обитательницей дома, красивой белокурой девочкой по имени Марни. Девочки становятся лучшими подругами, но, увы, Марни – лишь плод воображения Анны. И однажды Анне придётся разобраться, откуда же взялась в её сознании эта Марни, какую роль она сыграла в её жизни, а заодно полностью пересмотреть отношение к себе и окружающим её людям.

В последнее время мы всё чаще слышим о закрытии легендарной Studio Ghibli, к тому же в 2018 году мир покинул её сооснователь Исао Такахата. Однако хочется верить, что волшебство не закончится, поскольку Хаяо Миядзаки очень скоро поразит нас своим новым творением – «Как поживаете?». В любом случае, с нами навсегда останутся вечные шедевры студии, которые можно пересматривать снова и снова, наслаждаясь изумительной красотой картинки и добрыми гуманистическими посылами. Одной из последних работ студии стала анимационная драма «Воспоминания о Марни», поставленная режиссёром «Ариэтти» Хиромасой Ёнэбаяси, который вскоре покинул Ghibli ради новой Studio Ponoc.

В основу фильма положен роман английской писательницы Джоан Робинсон, названный Хаяо Миядзаки одной из любимейших детских книг. Хотя продюсер студии Тосио Судзуки при экранизации попросил поменять место действия на Японию, а конкретно – остров Хоккайдо, внешность Марни решили оставить прежней. Миядзаки был против такого решения, поскольку его не устраивала голубоглазая блондинка в японском сеттинге, однако на студии здраво решили, что внешность персонажей, соответствующая целевой аудитории, отнюдь не главное.

Сам Ёнэбаяси поначалу колебался относительно режиссуры данного проекта, поскольку считал, что история, безусловно, трогательная, однако эту книгу будет довольно трудно визуализировать на экране. К счастью, он передумал, и «Воспоминания о Марни» оказались одной из лучших поздних работ студии Ghibli, способной покорить сердца зрителей всех возрастов.

Режиссёр нашёл идеальные точки соприкосновения главной героини с аудиторией, поскольку посвятил образ Анны всем детям, которые чувствуют себя неуверенными и одинокими: «Для всех Анн и Марни, которые придут в кинотеатры, чтобы посмотреть эту картину, я надеюсь сделать фильм, который будет похож на родственную душу – того, кто может сидеть рядом с ними и просто быть рядом».

Ему совершенно не требуется особая динамика, поскольку Ёнэбаяси занят прежде всего изучением сложного и хрупкого мира этой девочки, особо остро ощущавшей своё одиночество и полагавшей, что она всем только мешает. В чём-то главная героиня и дальнейшее развитие событий схожи с сюжетом классического произведения Фрэнсис Элизы Бернетт «Таинственный сад»: осиротевшая девочка, замкнутая и озлобленная, постепенно открывает себя миру, попав в совершенно новую среду, благодаря которой улучшает социальное взаимодействие и становится лучше сама.

Как это часто бывает в подобных историях, наиболее благотворное воздействие на человека оказывает природа и сельская местность, далёкая от шумных мегалополисов и населённая простыми, добрыми и душевными людьми. Японские аниматоры наиболее тонко чувствуют терапевтическую роль подобного дауншифтинга и с блеском передают это на экране – детальная прорисовка пейзажей и провинциального быта с самых же первых кадров обволакивает атмосферой уюта, безмятежности и спокойствия.

Именно в этом живописном месте Анне наконец предоставляется шанс побыть наедине с собой, внимательно взглянуть на окружающий мир и самой разобраться с собственной душевной болью. Поначалу колючая и нелюдимая, она в итоге полностью пасует перед красотой окружающей местности и добротой родственников, которые с радушием приютили девочку у себя.

Образ Анны рассматривается режиссёром с такой точностью, что ему могли бы позавидовать многие психологические драмы, причём делает он это легко и воздушно. Анна вбирает в себя практически все комплексы, свойственные ребёнку, который считает себя ненужным: сублимируя недовольство собой в виде злости к окружающим она на самом деле винит во всём только себя, своё слабое здоровье, статус приёмной дочери, за воспитание которой её матери платят пособие.

Волшебные фантазии, где ей является та, кто станет её первой настоящей подругой, вовсе не являются результатом каких-то психических отклонений Анны или призывом к эскапизму. Как сказала добрая колдунья Дзениба из «Унесенных призраками», встречи никогда не забываются, вы просто не можете вспомнить. Не вдаваясь в секреты почти «шьямалановского» финального финта, нужно лишь добавить, что Марни являет собой всё хорошее, доброе и важное, что заложил когда-то в Анне действительно близкий ей человек, а случайности, которые оказались отнюдь не случайными, в её ситуации просто выступили триггером.

Нужно ли говорить, с каким теплом, добротой и лаской рассказана эта история, не говоря уже о невероятной красоте рисунка. Ёнэбаяси уделил огромное внимание движениям персонажей и деталям быта, не забыв о важных элементах вроде образа Болотного дома, ставшего центральным для всего повествования.

Его дизайном занимался художник Юхэй Танеда, которому Ёнэбаяси дал установку: нарисовать дом таким, как если бы это был другой персонаж, который всё время наблюдает за Анной. Художник обнаружил прообраз такого здания в одном из летних курортов Каруидзава в префектуре Нагано. Восхитительные пейзажи этого посёлка были наиболее близки к европейским ландшафтам, поскольку он был основан британско-канадскими миссионерами как летний курорт в европейском стиле.

Мирный, идиллический облик довоенной Каруидзавы уже был продемонстрирован в шедевре Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает», здесь же Танеда и нашёл свой Болотный Дом. Это был маленький особняк, спроектированный американским архитектором и миссионером Уильямом Меррилом Ворисом, и он представлял собой именно то, что искал Танеда – уютный старый дом, словно маленький плавучий остров, нашедший приют у лесного берега.

Воссозданный Танедой облик Болотного Дома, который действительно выглядит живым, причём не заброшенным, а будто спящим, придаёт картине нужную мистико-символическую окраску. Даже туман, который его окутывает поначалу, напоминает сердце Анны, утопающее во мраке. Но чем дальше её история развивается, тем ярче расцветает это место, как и душа девочки, исцелённая и открытая для любви ко всем вокруг.

Сам Ёнэбаяси сразу же заявил, что сюжетно история довольно скромна и поэтому критично настроенной части аудитории не стоит искать в ней философские сложности и чрезмерно объёмные смыслы. Этот фильм подобен маленькому, но очень значимому произведению искусства, когда искренность его создателей, помноженные на широкую душу и желание донести до людей всё лучшее, достойны только самых высоких похвал. Ведь это именно те истории, после которых так сильно хочется жить.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here