Остаться в живых
«Капитан Филлипс» – история, которую можно было легко испортить при переносе на большой экран, превратив в очередной духоподъёмный фильм о том, как один человек героически выстоял нападение мерзких пиратов и как героические американские войска на фоне американского флага рисковали жизнью, чтобы спасти соотечественника. Вполне вероятно, что в руках Майкла Бэя или Питера Берга получилось бы нечто подобное. Но, к счастью, фильм снимал Пол Гринграсс, которого интересует не лоск и пафос, а эмоции и характеры. Благодаря этому получился напряжённый триллер, который не рисует своих персонажей в чёрно-белых тонах и фокусируется не только и не столько на кризисе, сколько на его причинах и последствиях.
Стараясь быть максимально объективными, Гринграсс и сценарист Билли Рэй начинают историю, демонстрируя обе стороны конфликта: Ричарда Филлипса (Том Хэнкс), отправляющегося из своего ухоженного дома в пригороде в аэропорт, и группу бедствующих сомалийцев, которых отправляют на охоту за очередным судном, собирающимся проплывать вблизи их берегов. По обе стороны океана герои лишь делают свою работу и у них нет ни политических, ни личных мотивов. Все лишь пытаются заработать на жизнь и остаться на плаву. И такой подход делает столкновение экипажа Maersk Alabama и квартета пиратов под руководством Абдували Мусе (Бархад Абди) ещё более напряжённым и интересным. Ведь здесь нет героев и злодеев; здесь у каждого своя правда, и каждого можно понять.
Но при этом, как и полагается в фильме с названием «Капитан Филлипс», Гринграсс и сценарист Билли Рэй концентрируются на своём протагонисте и смотрят на ситуацию только через его глаза, лишь изредка заглядывая внутрь крейсера ВМС, прибывшего на место событий, чтобы нейтрализовать ситуацию. Здесь никто не читает монологи о геополитической ситуации и не обвиняет «прогнивший Запад» в страданиях народов стран третьего мира. Как и сам Филлипс, фильм лишь пытается разобраться в экстраординарной ситуации, в которую попали обычные люди.
А уж если главный герой должен выглядеть и вести себя, как обычный человек, то никто не справится с задачей лучше Тома Хэнкса. В очередной раз актёр демонстрирует своё безграничное обаяние, благодаря которому веришь каждому слову и жесту и мгновенно становишься на его сторону. Здесь это особенно важно, так как Филлипс – не тот герой, который по умолчанию располагает к себе, что мы видим в более «мирные» моменты его общения с экипажем. Хэнксу удаётся соблюсти тонкий баланс – он делает персонажа симпатичным, но не скрывает его изъяны. Аналогично хороши и исполнители ролей пиратов, среди которых особенно выделяется Бархад Абди в роли Мусе. Хотя захватчики могли предстать примитивными карикатурами, лишёнными каких-либо нюансов, актёры-дебютанты под руководством мастера превращаются в полноценных персонажей, которые при минимуме предыстории врезаются в память и в ключевых моментах вызывают если не уважение, то по крайней мере понимание.
А что касается этих моментов, тут Гринграсс в очередной раз доказывает, что в создании напряжения и постановке сцен действия ему в Голливуде нет равных, и за 55 миллионов долларов английский мэтр снимает так, что никакой Зак Снайдер и за 300 не сможет. Нападение пиратов на судно, определённо, одна из самых захватывающих сцен года, заставляющая схватиться за подлокотники кресла и не отпускать их до её завершения. А финальные минуты, проведённые Филлипсом с пиратами в спасательной шлюпке, получились настолько эффектными, что ближе к реальности, вероятно, было бы только личное пребывание на месте событий. При этом Гринграсс как грамотный рассказчик понимает, что напряжение не может быть постоянным, и периодически даёт зрителю и героям передышки (насколько это возможно в данном контексте). Благодаря этому контраст между относительно спокойными сценами и всплесками адреналина становится ещё более ярким и резким, в результате чего фильм выматывает своего зрителя так же, как и своих героев.
И даже в финальной трети истории, когда в дело вступают военные, Гринграсс не даёт происходящему превратиться в очередной боевик в духе Джерри Брукхаймера и концентрируется не на снайперах и их крутости, а на главном герое и его состоянии. И, как мы видим к концу фильма, то, что ты выжил в ситуации, в которой оказался Филлипс, ещё не значит, что в твоей истории наступил хэппи-энд. По сравнению с прошлогодней «Операцией Арго» работа Гринграсса смотрится, как «Тёмный рыцарь» по сравнению с «Железным человеком» – это два отличных фильма на схожую тему, но с принципиально разными подходами.
Если фильм Бена Эффлека в первую очередь демонстрировал, что реальность порой бывает страннее вымысла, то «Капитан Филлипс» режет правду-матку от начала до конца. И даже когда зритель был бы не против увидеть классический голливудский финал в духе «хорошие ребята победили, все проблемы решены», фильм остаётся беспощадно приближенным к жизни. И, увы, в реальности концовка истории Ричарда Филлипса происходит куда чаще, чем результат плана Тони Мендеза. Что, впрочем не означает, что Гринграсс своим жестоким финалом хотел лишить зрителя надежды. Как раз наоборот, демонстрируя потрясающую выдержку Филлипса и его подчинённых, режиссёр демонстрирует, что даже в самых безвыходных ситуациях есть луч надежды. И если не позволить страху перерасти в панику, шанс есть всегда. И, как показывает завершающий текст, сообщающий о том, когда Филлипс вернулся на работу, то, что не убивает нас, лишь делает нас сильнее.