Где-то через год-полтора на свет наконец-то появится экранизация романа «Алхимик» Паоло Коэльо, в разработке которого участвует русский продюсер Ольга Леснова. Об этом, других интересных проектах и о том, как на самом деле работает индустрия кино, Ольга поведала нам лично.
– Ольга, почему вы выбрали именно профессию продюсера?
– Я довольно долго искала своё, работала в разных отраслях, социальной сфере, занималась благотворительностью, состояла на государственной службе, пробовала заниматься разными видами бизнеса. В какой-то момент я поняла что мои интересы – бизнес-процессы и творчество – пересекаются в кинобизнесе. Так, неожиданно для себя, я пришла в кино. Сначала снималась в массовке, эпизодах и ролях, потом писала сценарии – в общем, с разных сторон смотрела на себя в профессии кинематографиста. Поиски продолжались достаточно долго, пока друзья не прислали информацию о конкурсе, главным призом которого было обучение в New York Film Academy. Я подала заявку, конкурс был примерно на 100 человек – и всего 1 победитель… Но я прошла все этапы, выиграла конкурс и получила в качестве приза грант на бесплатное обучение.
– Какова специфика работы голливудского продюсера?
– В Голливуде конкуренция огромная, ты не можешь позволить себе сделать проект плохо, и если ты как профессионал дашь слабину, то на следующий проект тебя не возьмут. В России, даже если твой фильм получился не очень качественным, то, скорее всего, в следующий раз тебя всё равно пригласят – главное иметь опыт и поддерживать нужные связи.
– Как всё устроено на самом деле?
– В США кинобизнес делится на два больших направления: студийное и независимое. Студийное кино выпускают студии, такие, например, как Warner Bros., Sony, Universal и другие гиганты. Они сами являются продюсерами и инвесторами всех своих фильмов, то есть целиком финансируют свой проект, нанимают людей и сами полностью его реализуют. Вне зависимости от того, заработал фильм или провалился – студии берут всю ответственность на себя. Что до финансовых показателей, то арифметика примерно такая: каждая студия снимает в год около десяти фильмов, но лишь один из них «выстрелит» и его увидят в России и других странах. Два из них уйдут в ноль, семь остальных окажутся убыточными. И вот этот фильм, который «выстреливает» и окупает затраты на все десять и приносит прибыль студии.
В сфере же независимого кино, в которой работаю я, каждый проект – это свой отдельный инвестиционный фонд. Инвесторы финансируют бизнес-проект, продюсеры работают над созданием и реализацией и в результате получают прибыль или убытки. Поэтому при выборе проекта инвестор должен не только верить в проект, но и в продюсерскую команду.
Что касается России – то кино финансируется государством либо частными лицами. Но государством чаще, так как при частном финансировании это больше похоже не на бизнес, а на меценатство, потому что в большинстве случаев обратную прибыль инвесторы не получают (я говорю сейчас про кинотеатральный прокат и не беру в счёт телевидение). Так что в целом российская индустрия большого кино – это не про бизнес.
– Где вам работается легче, в какой стране?
– Я давно живу вне всяческих границ, как и большинство людей из мира кино. Поэтому для меня нет большой разницы, где делать проект. Для каждого проекта мы с коллегами подбираем наиболее оптимальные условия, и исходя из них выбирается территория для производства фильма. Так, мой первый крупный проект – комедию «Повар на колёсах» (в главных ролях: Скарлетт Йоханссон, Роберт Дауни-мл., Дастин Хоффман. – прим. ред.) – несмотря на существенные налоговые льготы, предоставляемые некоторыми штатами, например, Луизианой, в данном случае было выгоднее снимать в Лос-Анджелесе и Новом Орлеане (мы сокращали издержки на путешествия высокооплачиваемых актёров). Кстати, этот фильм при бюджете 13 миллионов долларов ещё до начала производства был реализован за счёт предварительных продаж на 14.
А в другом проекте, где я являюсь продюсером – триллером «Выходя из теней» (черновое название), после расчётов получилось, что более выгодно его производить в Австралии. Дело в том, что Австралия даёт хорошие налоговые вычеты, и снимая на данной территории мы уже сразу уменьшаем риски и увеличиваем будущий доход. Добавлю, что данная картина снималась этим летом рядом с Голд-Кост в Австралии и будет представлена на AFM (Американском кинорынке) этой осенью.
Но если говорить в общем, то в Америке кинобизнес более структурирован и прозрачен, что позволяет сделать более точные прогнозы будущего проката и продаж фильма (sales estimates).
В России также есть интересные проекты. Я читаю много сценариев и периодически рассматриваю предложения о сотрудничестве, но пока ещё не нашла «свой» российский проект.
Зато в моей жизни иногда случаются и короткометражки – за них я берусь в основном ради удовольствия или же «проб пера». Продюсирую и сама участвую как соавтор и актриса. Из короткого метра вышло множество прекрасных творческих людей и отличных полнометражных фильмов, поэтому считаю этот жанр не менее важным, чем другие. Месяц назад я была в жюри фестиваля короткометражных фильмов «АртКино», за время которого посмотрела более 70 фильмов и ещё раз убедилась, как много у нас талантливых творческих людей!
– Приоткройте завесу тайны фильма «Алхимик».
– Права на экранизацию книги ещё десять лет назад у Паоло Коэльо купила компания братьев Вайнштейн (TWC). Но тогда они не смогли договориться по ряду ключевых вопросов, и проект был заморожен. Спустя десять лет они продали права на экранизацию моим американским партнёрам, и уже весной 2017 года планируется начать съёмки. История поистине потрясающая, но сценарий немного сейчас дорабатывается в процессе, чтобы фильм шёл в ногу со временем.
Выход в прокат намечен на 2018-й. Режиссёром скорее всего будет известный мексиканский кинематографист Альфонсо Арау. Его фильм «Как вода для шоколада» при стартовом бюджете 2 миллиона долларов собрал более 40 и получил множество призов. На главные роли рассматриваются Кристиан Бэйл и Шон Коннери.
– Как вы относитесь к новым технологиям в киноиндустрии?
– Положительно, так как они привносят новые идеи. Вот, например, Тимур Бекмамбетов снял интересную серию десктоп-фильмов, а также фильм от первого лица. Но всё же для зрителя, в первую очередь, имеет значение сама история, а каким будет выбран способ её выражения – это уже второй вопрос.
– Как выбираете проекты? Из коммерческих или идейных соображений?
– Все составляющие должны быть соединены в проекте – он должен мне нравиться и иметь коммерческий потенциал. Идеальная формула для меня – это хороший сценарий плюс по-настоящему интересная история.
– Какой он, проект вашей мечты?
– Мне нравятся проекты, после просмотра которых есть над чем задуматься и сделать важные для себя выводы. Например, один из моих любимых фильмов – «Господин Никто» – рассказывает о многовариантности жизненных путей – как совсем небольшие решения могут кардинально повлиять на нашу жизнь.
Что же до моего так называемого проекта места, то в настоящее время я веду переговоры с французским писателем Бернаром Вербером о покупке прав на экранизацию одной из его книг. А пока он размышляет, разрабатываю ещё несколько проектов – детективную драму на стыке «Основного инстинкта» и «Чёрного лебедя», искромётную комедию, действия которой происходят в Нью-Йорке, и однолокационный остросюжетный триллер. Что из них выйдет раньше – не знаю, но буду держать вас в курсе!
Фото Анны ДеЛуны