Восьмидесятые, СССР, Москва. Эпидемиолог Анна собирается праздновать Новый год в компании друзей. Не успевают пробить куранты, как в её квартире раздаётся телефонный звонок: высокопоставленные лица срочно вызывают девушку в командировку, на Кольскую сверхглубокую скважину, где расположен огромный подземный исследовательский комплекс. По слухам, на станции распространилась какая-то жуткая болезнь и Анну просят взять образцы для исследований, пообещав выдать взамен руководство целым НИИ.

По приезде выясняется, что шахтёры отрыли на свои головы не просто древнюю заразу, а настоящее хтоническое Зло, затаившееся на нижних уровнях, куда Анне, сотрудникам КГБ и остальным примкнувшим лицам как раз предстоит спуститься.

Неожиданный успех российского НФ-хоррора «Спутник», действительно оказавшегося весьма толковым эпигоном «Чужого», заставил наших кинематографистов и дальше работать в направлении жанра «советского сай-фая». В центр их внимания на сей раз попал уже не космос, а другое достижение советского прошлого – Кольская сверхглубокая скважина, бурение которой началось в 1970 годы.

В итоге её глубина составила около 12 км, отчего шахту окрестили «колодцем в ад» и снабдили соответствующей городской легендой, согласно которой учёным удалось записать на плёнку «звуки преисподней», а в 1987 году в СССР вообще запустили байку про выползшее из её недр некое демоническое существо. Понятное дело, что такой дистиллированный бред экранизировать не стали и потому мистику сценаристы логично заменили на фантастику, выдали скрипт дебютанту в полном метре Арсению Сюхину – и вперёд, с песней.

С чем у «Кольской сверхглубокой» проблем практически нет, так это с технической стороной. Атмосфера, антураж, физические спецэффекты и прочие нюансы выстроены очень неплохо, отчего с внешней стороны кино выглядит достойно – по крайней мере, ничуть не хуже голливудских среднебюджетных перепевок «Чужого» вроде «Левиафана» или недавнего «Под водой». В остальном, увы, оно ощутимо хромает.

Особо слабыми местами выглядят именно те аспекты, где ошибки допускать наименее желательно: режиссура, сценарий и актёрская игра. Не нужно быть большим киноманом, чтобы понять – перед нами абсолютный клон «Нечто». Даже низкочастотный, басовой саундтрек отчаянно хочет походить на минималистскую музыку Эннио Морриконе из шедевра Джона Карпентера.

Поначалу следить за всем происходящим действительно интересно, несмотря на то что кино вобрало в себя все мыслимые клише жанра и отрабатывает их от начала и до конца. В качестве единственного сюрприза авторы придерживают до последнего лишь генезис и внешний облик твари, пускай тоже не шибко оригинальной по дизайну, но хотя бы прикидывающейся таковой.

К сожалению, скромный бюджет в 2 миллиона долларов не позволяет проявить во всей красе масштабность гигантского подземного комплекса, что будоражило бы зрительскую фантазию (диаметр верхней части настоящей скважины составлял всего 92 сантиметра, а нижней – 21,5), как и самого «финального босса». Из-за этого многочисленные уровни «Кольской сверхглубокой» изображают в основном одни и те же коридоры, а полноценно рассмотреть чудище мешают лихорадочный монтаж и скудное освещение.

Но и это было бы простительно, если б сценарий не так сильно злоупотреблял антинаучными репликами, жуткими логическими дырами, нестыковками и невнятицей, которые малоопытный Сюхин грамотно замаскировать не может. Даже зритель, не шибко сведущий в науке, поневоле начинает задаваться вопросами, поскольку сценаристы без малейших колебаний втирают публике несусветную дичь.

Умолчим о том, как именно происходил монтаж электрической аппаратуры и металлических конструкций в каверне с воздухом под 200°C, но волшебная водолазка Ани, которая с лёгкостью заменяет медицинскую маску, противогаз и отказывается плавиться при колоссальных температурах – это уже ни в какие рамки не укладывается. Добиваться большего от средне играющих актёров, изображающих то кондовый безэмоциональный функционал, то гротескные, на грани пародийности, типажи, Сюхин также не может (или не считает нужным).

Милена Радулович

Ещё хуже режиссёр чувствует темпоритм: вместо того чтобы вести свой рассказ по нарастающей, от минимального напряжения и динамики к максимальному, он зачем-то начинает жутко тормозить события в середине, затягивает сцены и безбожно зарубает этим саспенс. То, что фильм слишком часто «сдерживает себя», признавала в интервью даже Милена Радулович, не только исполнившая главную роль, но и участвовавшая в написании сценария.

В общем превзойти тот же «Спутник» «Кольской сверхглубокой» однозначно не удалось, как и стать достойным представителем столь перспективного направления как «советский сай-фай». Формально кино способно вызвать определённый интерес, особенно у поклонников картин категории «Б», что имитируют традиции фильмов эпохи VHS. Но всё же авторам не стоит забывать, что планка качества жанрового кино, как и требований зрителей, являет собой постоянное движение вверх, но никак не вниз. Ведь при таком раскладе отечественный хоррор рискует окончательно провалиться в дыру, причём гораздо более глубокую, чем пресловутые 12 километров.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here