«Иствикские ведьмы» американского писателя Джона Апдайка – не самый удобный материал для экранизации. Вместо сказки, полной магии, чудесных превращений, волшебных артефактов и привычного ведьминского антуража в виде чёрных кошек, остроконечных шляп, котлов с неопознанным кипящим варевом и летающих метёлок, за обложкой скрывается остросоциальная история о месте женщины в современном обществе, женской эмансипации и силе сплетен, способной расщепить на молекулы самого Дьявола. Магия же – в авторским стиле Апдайка, в присущей его языку иронии и метафоричности, которую сложно воплотить в визуальных образах.
Однако любитель экспериментов Джордж Миллер, придумавший антиутопию о Безумном Максе, не побоялся рискнуть, и его дерзость оправдалась – экранизация «Иствикских ведьм» оказалась одним из самых удачных фильмов о ведьмах. Стараниями режиссёра Миллера и сценариста Майкла Кристофера на почве романа Апдайка выросло совершенно новое произведение. «Ведьмы» Джона Апдайка будто по мановению волшебной палочки из социального романа превратились в зрелищную и экстравагантную чёрную комедию.
Три одинокие подруги – черноволосая скульпторша Алекс (Шер), рыжеволосая скромная учительница музыки Джейн (Сюзан Сэрэндон) и светловолосая многодетная мать Сьюки (Мишель Пфайффер) в один из вечеров за бокалом мартини фантазируют об идеальном мужчине. Казалось бы, обычные женские посиделки с алкоголем и пустой болтовнёй. Но у подруг есть одна особенность – стоит им троим о чём-то одновременно подумать, и это происходит в реальности. То ли намеренно, то ли случайно они придумывают образ привлекательного богача на чёрном коне, который видел бы в каждой из них индивидуальность и выполнял их капризы.
На следующий день маленький Иствик охватывает волна сплетен, связанных с покупкой дома, окутанного дурной славой. Но гораздо сильнее жителей занимает личность покупателя. Религиозная фанатичка Фелиция Олден (Вероника Картрайт) сразу же чувствует в нём дьявольское начало. Вечером на концерте таинственный, эпатажный сосед храпит на весь зал, а затем громче всех выкрикивает «браво» в адрес Джейн, исполняющей солирующую виолончельную партию на сцене. Богатый, привлекательный, вот только не на чёрном коне, а на чёрном дорогом автомобиле… разве не о таком мужчине мечтали подруги? «Дэрил Ван Хорн», – «вспоминает» его имя Сьюки.
С появлением неуклюжего, полноватого, немного нелепого в одежде и поведении Дэрила (Джек Николсон) сюжет начинает приобретать черты фэнтези. Постепенно избавляя Алекс, Джейн и Сьюки от комплексов долгими разговорами об их мечтах, страхах и чувствах, «маленький Дьявол», как сам себя называет Ван Хорн, передаёт женщинам часть своей магической силы, преображая их внешне и внутренне, делая их самостоятельными и уверенными в себе.
Но эта самоуверенность быстро разбивается об осуждающие взгляды соседей, о крепкие ругательства в адрес героинь, живущих с Дэрилом «во грехе». Сильнее всего женщинам достаётся от Фелиции, которая, будто обезумев от гнева, обвиняет их в распутстве и колдовстве. Навсегда затыкая ей рот с помощью магии, потерявший от любви голову Дэрил не подозревает, что этим поступком побуждает любимых женщин расстаться с ним. Из-за всё разрастающихся сплетен соседей они решают покинуть особняк и разорвать связь с Дэрилом. Будучи отвергнутым, в герое просыпается истинный Дьявол, пытающийся сокрушить тёмной силой отвергнувших его женщин и во что бы то ни стало воссоединиться с ними. Но он не берёт в учёт то, что сам обучил женщин колдовству, которое они оборачивают против него.
Фабула романа здесь в разы упрощена и дополнена чёрным юмором (самые яркие образцы – высмеивание гибели Фелиции Олден и превращённый в фарс обряд магии вуду с целью уничтожить Дэрила), пошлыми диалогами и внешней непринуждённостью. Однако создателям фильма всё же удалость сохранить смысл, заложенный в первоисточнике – это всё то же произведение о женской эмансипации и праве женщины на личную жизнь и самовыражение в буржуазном обществе.
Алекс, Джейн и Сьюки обрели идеального мужчину, о котором так мечтали, он помог им найти путь к самим себе и отмечал их как равных, самостоятельных личностей. Они были счастливы вчетвером, как бы абсурдно это ни выглядело со стороны. Но из-за молвы, грязных сплетен и пересудов подруги предпочли отказаться от самостоятельности и решили быть такими, какими их хотело видеть иствикское общество: одинокими, несчастными, безропотными. Чтобы снискать прощение соседей, подруги готовы потратить все магические силы на уничтожение собственного счастья.
Джеку Николсону лучше всего удаются роли полубезумных персонажей. Здесь он сочетает в себе черты сексапильного сатира-искусителя, сражающего своих нимф животным магнетизмом и вульгарного стареющего чудака в несуразной одежде. Про таких, как он, говорят: «седина в бороду – бес в ребро».
На фоне Дэрила Николсона женские персонажи смотрятся стереотипно. Самой цельной выглядит Алекс. Она сдержанная, рассудительная и наиболее самодостаточная из трёх подруг.
Сюзан Сэрэндон за счёт роскошных рыжих волос и огромных глаз выглядит на экране как настоящая ведьма. За перевоплощением Джейн наблюдать интереснее всего. Забитая собственными табу, страхами и неуверенностью, натуральный «синий чулок» с туго собранными волосами. После встречи с Дэрилом она находит в себе звериную страсть и становится самой раскованной из всех подруг, готовой на любые безумства.
Наиболее блеклой из ведьм выглядит Сьюки, которая совсем не смахивает на многодетную мать, и перевоплощение которой остаётся незамеченным. Вероятно, в 1987 году Мишель Пфайффер ещё не открыла в себе внутреннюю «чертовщинку», требующуюся для этой роли. Спустя двадцать лет в фэнтези Мэттью Вона «Звёздная пыль» она вновь сыграет роль ведьмы, и это будет стопроцентное попадание в образ коварной и обольстительной колдуньи, которая, будучи персонажем второго плана, затмит собой главную героиню.
Художники-оформители сделали «Иствикских ведьм» красочными и визуально притягательными. Некоторые сцены в особняке Ван Хорна вообще могли бы потягаться в антураже с лучшими образцами мюзиклов. Ведьмы, кружащиеся на сервировочных столах по огромной зале, усыпанной воздушными шарами, блеск роскошных платьев, изысканное внутреннее убранство – вот, что можно назвать истинной магией.
Cаундтрек написал один из самых титулованных композиторов Голливуда – Джон Уильямс. В его копилке на сегодняшний день пять «Оскаров» и 45 номинаций на золотую статуэтку. Композитору, подарившему миру музыку к «Списку Шиндлера», «Челюстям» и, наконец, заставившему по-настоящему волшебно звучать мир Гарри Поттера, удаётся сочинять мелодии, мгновенно ложащиеся на слух. Саундтрек к «Иствикским ведьмам» – не исключение. Оркестровка с ведущими партиями струнных инструментов, постоянные скачки мелодии из нижнего регистра в верхний, пассажи, то взбирающиеся по гамме вверх, то скатывающиеся вниз отличаются игривым, буффонным характером, отвечающим общей атмосфере фильма.
Смешав драму, чёрную комедию, фэнтези и триллер, изменив, но не испортив при этом первоисточник, добавив «золотой» актёрский состав, эффектную «картинку» и дополнив всё это музыкой, Миллер и его команда сделали фильм, своей притягательностью готовый потягаться с самым крепким приворотным зельем.