2016-й, Год российского кино, подарил нам невероятное количество молодых и талантливых дебютантов. 31 октября в московском кинотеатре «Иллюзион» Госфильмофонда России состоялась закрытая премьера короткометражного фильма «Запретное влечение», в котором показано психологическое состояние человека во время Второй мировой войны. История повествует о непредсказуемом поведении офицера СС, ставшего рабом тоталитарного режима, и расовых законов нацистской Германии. Мы встретились с творческой командой проекта «Запретное Влечение»: режиссёром и сценаристом Сейраном Тевфиковым и продюсером Алексеем Лялиным.
– У вас такая серьёзная, глубокая тема. Форма короткого метра сильно ограничивает в выражении?
Алексей: Нет, короткий метр, наоборот, даёт возможность ухватить самую суть и не распыляться на ненужные детали.
Сейран: Это историческая картина, и, как и свой второй фильм, «Амет-Хан», я собирал её по кусочкам. Я просмотрел бессчётное количество исторических документальных фильмов, поднял военные архивы тех лет. В нашей истории два главных героя: офицер СС (комендант лагеря) и его служанка (еврейка). Но картина даже не про запретную любовь и не про войну, а про чудовищное искажение человеческой природы под гнётом тоталитарного режима и расовых законов. Возможно, кому-то фильм покажется довольно жёстким, но это наша история, история человечества, мы должны помнить обо всех искалеченных судьбах и никогда не повторять ошибок прошлого.
– Какова дальнейшая судьба фильма?
Алексей: Мы планируем отправить его на международные фестивали, дать оценить людям из разных стран работу нашей команды. Также ведутся переговоры другого толка, о которых пока рано говорить. Одним словом – будем прикладывать максимум усилий, чтобы показать наш фильм миру.
Сейран: Да, нужно, чтобы как можно больше людей увидели фильм, прочувствовали его, приняли этот эмоциональный посыл. Хочу сказать большое спасибо моим мастерам, Виталию Серафимовичу Калинину, Петру Глебовичу Попову!
– Все персонажи имеют яркий психологический подтекст. Как работалось на площадке?
Сейран, Алексей: Работы было много, но сложностей не возникло, потому что у нас собралась отличная команда. Каждую сцену мы поэтапно отрабатывали до десяти раз. У нас замечательный актёрский состав из молодых, но профессиональных актёров: Саши Хотянцева (окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева) и Вики Ярёменко (окончила МИТРО и имеет большой опыт работы в театре). Мы благодарны им за полную творческую самоотдачу.
– Как считаете, насколько актуален сюжет фильма сегодня?
Сейран: Войны идут и будут идти всегда! На войне любовь проявляется в самых разных формах.
Алексей: Человек по своей природе слаб, подвержен искушениям, тревогам и мытарствам души. По нашему главному герою это явно видно. Власть рано или поздно развращает человека, а власть, которая получена «по блату» и к которой человек не готов, может быть губительна. Наш герой живёт по принципу: «Весь мир у моих ног!» и «Мне позволено всё!». Это играет с ним злую шутку. Он в западне! Наш фильм полезен с точки зрения исторического опыта. Зрители, которые посмотрят наше кино, должны осознать, что такого «мракобесия человеческой души» больше повториться не должно! Мы все должны извлечь полезный урок!
– Как сами относитесь к своему герою?
Сейран: Последнее письмо Германа Фишера – жалкая попытка оправдания перед Лией Штайн, в надежде, что хотя бы её одну он спас. Оправдание не только перед ней, но и перед самим собой. Эта фикция самообмана сделана для того, чтобы, когда его ведут на казнь, он чувствовал себя чуть легче, чем остальные военные преступники.
Алексей: Главный герой – психически неуравновешенный человек. Герман Фишер находится в плену своих заблуждений, он ищет из него выход, но никак не может найти. Он эмоционально загнан в угол. Каждый день он наблюдает за зверствами во вверенном ему лагере и отдаёт приказы о массовых казнях. Вместе с тем он пытается вести светский образ жизни, подчёркивая свой аристократический статус.
– То есть, идеология в вашем творчестве играет не последнюю роль. А если в недалёком будущем к вам поступит серьёзный коммерческий заказ на съёмку сериала или фильма, сценарий которого будет идти вразрез с вашими убеждениями, возьмётесь?
Сейран: Нет. Я серьёзно. Тарковский ничего не снимал семь лет – и ничего страшного. Необходимо быть преданным себе и своим профессиональным принципам.
Алексей: Великая миссия продюсерской профессии – созидать! Мы создаём и продвигаем аудиовизуальные произведения для того, чтобы принести пользу обществу, по крайней мере, я говорю за себя. Да, деньги тоже играют роль, но наша сверхзадача в том, чтобы совместить творчество и бизнес-задачи в единое целое. Тут скорее сам фильм овладевает нашим нутром, и тогда мы начинаем над ним работать. Если эта магия не срабатывает, то и не стоит браться, потому что кармически к тебе потом всё вернётся. Я слушаю себя, подвергаю сомнению, перепроверяю и только потом принимаю решение.