Робинзон на Марсе
Ридли Скотту уже 77 лет, и так как последние три фильма режиссёра были как минимум сомнительного качества, появлялся закономерный вопрос: а не староват ли мэтр для этого дела и не пора бы ему уже на пенсию? Но как показал «Марсианин» – нет, ни в коем случае. Более того, когда узнаёшь, что при экранизации одноимённого романа Энди Уира он использовал те же наработки, что были сделаны для «Прометея», ему даже хочется простить то издевательство над фанатами «Чужого».
В первоисточнике Марк Уотни (Мэтт Дэймон) имеет две магистерские степени – по ботанике и машиностроению. В фильме почему-то упоминается только первая, но да неважно – чтобы выжить одному на Марсе, где он остался по непредсказуемой случайности, ему пришлось использовать колоссальный объём знаний из множества наук. Но герой и не думает отчаиваться, всегда находя способ улыбнутся над ситуацией. Не то чтобы он был стопроцентным оптимистом – он скорее человек, который видит перед собой все возможности и стремится к лучшей из них, и тем самым оказывается идеальным кандидатом для выпавшей ему доли.
В первую очередь хочется похвалить актёров. Лиц, которые мы где-нибудь да видели, крайне много, и их перечисление займёт неприличное количество места, хотя они все достойны упоминания. Лучше отметить, как здорово справились комедийные актёры, будь то очень реалистичный специалист по работе со СМИ в исполнении Кристен Уиг («Девичник в Вегасе») и Дональд Главер (сериал «Сообщество»), который просто крадёт каждую свою сцену, коих, к сожалению, немного.
И хотя формально этот фильм является научной фантастикой, говорит он о вполне достижимом ближайшем будущем – так что и внешним видом, и мастерским сценарием Дрю Годдарда «Марсианин» создаёт такое ощущение реальности, что в происходящее очень легко поверить, особенно когда фильм забрасывает тебя научным лексиконом. К счастью, создатели знают меру и не умничают, когда не надо. Благодаря постоянной связи с земными персонажами в историю поверить даже проще, чем, скажем, в «Гравитацию». Последняя в принципе не является научной фантастикой, но когда у героев буквально есть земля под ногами, их реальность оказывается нам ближе.
Если у фильма и есть какие-то проблемы, то лишь с ритмом. История очень объёмная – чтобы понять, что и почему происходит, авторам приходится растолковывать нам множество вещей. В основном это не объяснения ради самих себя – они также развивают персонажей и двигают сюжет вперёд, но порой появляющаяся тяжеловесность всё же тормозит восприятие. В итоге и так не самый короткий фильм (около 2 часов 20 минут) кажется длиннее, чем он есть. Он ни в коем случае не затянутый – просто мог бы быть ещё быстрее, и тем самым восприниматься ещё лучше. Как известно – нет предела совершенству.
В целом, если какой-нибудь «Звёздный путь» воспринимается как фантазия на тему будущего, то «Марсианин» кажется уже чуть ли не затравкой на то, что в скором будущем обязательно свершится. И когда фильм создаёт такое ощущение, не забывая быть захватывающей историей, – это серьёзное достижение.