Сказка о приобретённом времени
Успех повторить всегда трудно, особенно если его отголоски всё ещё отдаются эхом в памяти зрителей. Печальной была учесть очередного амбициозного проекта студии Ghibli, который не смог преодолеть высочайшую планку, установленную своим предшественником, «Унесёнными призраками». «Возвращение кота» вышел на экраны не в то время, но в том месте, поэтому сразу приобрёл синдром младшего ребёнка как в прессе, так и среди большинства зрителей: все ждали от него большего.
Хару каждый день игнорирует будильник и, кое-как собравшись, бежит со всех ног в школу. Со временем, во всех его пониманиях, девочка не дружит. Это делает её объектом насмешек среди окружающих, включая её маму. Но в один из дней происходит что-то странное. Возвращаясь после школы с подругой, девочка замечает на улице кота, перебегающего дорогу. Оценив его возможности и скорость приближающегося грузовика, она бросается его спасать. Девочка не верит ушам, когда спасённый кот благодарит её на человеческом языке. С этого момента Хару оказывается под навязчивым вниманием кошек, которые очень оригинальным способом пытаются не остаться в долгу перед спасительницей, как оказалось, наследника престола и выдать её за принца.
С первых минут становится понятно, что главная проблема решится к концу приключений – Хару научится грамотно распоряжаться временем. Это нужно принять, чтобы избежать ряд обманчивых ожиданий. Например, после знакомства с героиней кажется, что она вместе со своей непунктуальностью априори должна быть рассеянной и невнимательной. Однако это суждение сразу же опровергается, когда она проявляет заботу и сострадание, рискуя жизнью ради спасения кота. Если эти качества в Хару почти не замечают люди, которые уже сложили мнение о девочке, то кошки, играющие в её жизни немаловажную роль, обязательно их оценят.
Другая ложная мысль – это сумасшествие котов, обитающих в хорошо спрятанном государстве, о котором известно далеко не многим. Страна кошек – интереснейший край, который призван объяснить зрителям кошачий образ жизни. В этом мире должны быть свои правила и порядки: то, что делает кошек туристами среди людей и даёт им быть такими независимыми и своенравными. Однако кошачья страна оказывается очередным прототипом сказочного королевства со своим «голым королем». Из чего можно заключить, что безумием в стране награждён лишь Король кошек, а его подданные ему очень искусно подыгрывают.
Сказочная составляющая фильма разделяется двумя мирами: Страной кошек и Кошачьей канцелярией. Если в Стране кошек зрителю удаётся побывать на королевском пиру и увидеть дворец и некоторые пейзажи, то в Кошачьей канцелярии можно будет заглянуть в гости только к Барону Гумберту фон Зиккингену и увидеть небольшую площадь с аккуратными прелестными домиками. Мы видим это место лишь краем глаза, и потому становится особенно обидно за столь недолгое в нём нахождение.
Глазами Хару осваивать неизвестные сказочные места становится проще, иначе всплывает множество вопросов о том, как они различаются и как были созданы, ну и, в конце концов, кто о них знает, а кто – нет. Режиссёр Хироюки Морита и сценарист и продюсер Хаяо Миядзаки настолько серьёзно взялись за проблему нехватки времени, что даже хронометраж картины довольно мал, поэтому его достаточно исключительно для раскрытия основных персонажей истории. Создателям нужно было показать вовсе не неизведанные страны, а тайну личности девочки, которая всего за один день изменит отношение к самой себе.
Аристократичный кот Барон и большой белый кот Мута перекочевали из полюбившегося многим «Шёпота сердца», что и объясняет прокатное название мультфильма – «Возвращение кота», – подразумевающее возвращение и оживление Барона, с появления в кадре которого и начинается действие. Оригинальное название, как уже традиционно сложилось с иностранными картинами, другое и дословно звучит как «Кошачья благодарность». Оно как нельзя лучше описывает приключения девочки, ставшей жертвой надоедливого и очень специфичного кошачьего внимания и гостеприимства.
По двум мирам создатели прошлись очень бегло: зритель так и не узнаёт ничего о Кошачьей канцелярии кроме того, что это место для «вещей, которые обрели душу». Несмотря на это, персонажи, сопровождающие Хару, интересны и привлекают порой больше внимания, нежели главная героиня. Малая длительность фильма всё же позволила уместить массу впечатляющих деталей, среди которых и телохранители Короля кошек – коты чёрно-белого окраса, и очертания Страны кошек – островное государство в форме следа от кошачьей лапки, и незаурядные костюмы обитателей страны загадочных созданий.
Вердикт: Хороший пример поучительной сказки с ясным посылом. Она учит не бояться приходить на помощь, подтверждая мысль, что на добро всегда отвечают добром. Героиня взрослеет и меняет отношение к себе через чёткое осознание роли времени в своей жизни. Короткое путешествие Хару больше похоже на сон, о чём говорит и условие возвращения в привычный для неё мир – до наступления рассвета. Достойная и несправедливо забытая история о Бароне как самостоятельном персонаже.
8 |
7 |
8 |