Лучшее – враг хорошего
«Волк с Уолл-стрит» – фильм о том, как мерзкие люди делают мерзкие вещи в течение трёх часов. Имея самый большой бюджет в своей карьере и никаких ограничений, Мартин Скорсезе ни в чём себе не отказывает. Поэтому жизнь Джордана Белфорта – профессионального обманщика, изменника, наркомана и со всех сторон отвратительного человека, – показана во всей красе. Ни один приём белых порошков и волшебных таблеток не оставлен за кадром, ни один акт сексуального извращения разной степени тяжести не упущен, ни одна вульгарная реплика не забыта. Не хватает при этом лишь одного: каких-либо причин чувствовать что-то, кроме отвращения и скуки во время просмотра.
Проблема фильма не в том, что его герои лишены симпатий. В конце концов, в фильмографии Скорсезе симпатичных персонажей можно посчитать на пальцах одной руки. Но при этом люди вроде Генри Хилла, Джейка ЛаМотты и Трэвиса Бикла умудрялись вызывать интерес к своим персонам и заставляли не без волнения следить за их судьбой. Белфорт же с первого кадра до последнего титра вызывает лишь ненависть. Ни режиссёр, ни сценарист Теренс Уинтер, ни исполняющий главную роль Леонардо ДиКаприо не сумели найти подход, который сделал бы главного антигероя сложной интригующей личностью. Как раз наоборот, Джордан Белфорт выглядит как карикатура, которой место в бульварной газете, а не на большом экране. Это плохой парень, который упивается своей низменностью, а режиссёр каждой сценой словно говорит: «Смотрите, какой он противный! Давайте посмотрим ещё!». И все три часа не покидает чувство, что режиссёр заигрался и перепутал цели и средства.
После просмотра вызывают недоумение заявления создателей о том, что фильм с трудом удалось сократить до его текущей длительности. Как минимум час разврата и наркомании можно было спокойно убрать, и это бы пошло всем на пользу. А практически все сцены диалогов можно уменьшить наполовину без каких-либо потерь.
Что всем этим балаганом пытаются сказать авторы? Что деньги – это зло, а власть развращает? Что миллионеры – сплошь и рядом алчные лживые подонки? Что честным трудом состояние не наживёшь? Спасибо, мы смотрели «Уолл-стрит», «Лицо со шрамом» и «Казино», мы в курсе. Но Скорсезе явно уверен в том, что он – первый, кто пришёл к таким выводам, поэтому надо три часа вбивать зрителю в мозг свою незатейливую и очевидную мораль, чтобы осела. Его нескрываемая любовь к богатым и их стилю жизни оказывается граблями, на которые постановщик регулярно наступает.
Жизнь Белфорта и его поплечников нам демонстрируют во всей красе, в то время как те, за чей счёт он наживается, остаются за кадром. Да, он богатый и успешный, но при этом он оставляет тысячи людей банкротами. Но кого же это волнует? Давайте лучше посмотрим, как он забавляется с очередной партией проституток. Единственный нормальный человек во всей истории – федеральный агент Патрик Денам (Кайл Чендлер) – показан чопорным занудой, который пусть и посадил за решётку Белфорта, но сам-то живёт в серости и скуке, и ездит на метро, а не на Ламборгини. И Скорсезе не упускает возможности полюбоваться контрастами, недвусмысленно намекая зрителю о том, что веселее.
Номинально «Волк с Уолл-стрит» является комедией. Но, увы, Скорсезе не хватает чувства комического ритма, чтобы диалоги вызывали хотя бы улыбку, а ДиКаприо не удаётся расслабиться и вести себя естественно, из-за чего он перенапрягается в каждом кадре, напоминая, что он актёр, а не персонаж. Чего не скажешь о Мэттью МакКонахи, который за пять минут экранного времени крадёт весь фильм и заставляет с нетерпением ждать своего возвращения (которое, увы, так и не наступает).
Да и в целом с актёрами второго плана в фильме полный порядок: Джона Хилл, хоть и играет законченного мерзавца, но играет убедительно и смешно, когда это нужно; Роб Райнер в роли вспыльчивого отца Белфорта демонстрирует, как надо переходить из крайности в крайность и при этом не терять интерес зрителя; Кайл Чендлер при первом же появлении заставляет с нетерпением ждать момента, когда он наконец арестует Белфорта; а Жан Дюжарден упивается ролью скользкого швейцарского банкира. В итоге получается печальная ситуация, при которой все старания второго плана перечёркивает главная звезда, которая лицедействует, кривляется, кричит и ползает, но забывает играть.
Однако не всё так плохо. Профессионализм не пропьёшь, и Скорсезе всё ещё умеет эффектно выстраивать кадры, выбирать ракурсы и подбирать музыкальное сопровождение. Другое дело, что при просмотре невольно приходит осознание, что всё это мы уже видели в «Славных парнях» и «Казино», в которых у режиссёра было ничуть не меньше задора, но гораздо больше вкуса.