Работа как работа
Джордж Буш-младший уже шесть лет как покинул пост президента США, но позорное наследие его администрации ещё долго будет находиться в общественном сознании. Одна из самых тёмных страниц современной американской истории – тюрьма в заливе Гуантанамо на Кубе, где и по сей день содержатся лица, подозреваемые в связях с терроризмом.
Именно этой теме посвящён дебютный фильм Питера Сэттлера, показывающий работу в титульном лагере глазами новой охранницы Эми Коул (Кристен Стюарт). На первый взгляд, работа проста – наблюдать за задержанными (заключёнными их называть нельзя во избежание действия Женевской конвенции) и поддерживать порядок. Однако вскоре Коул, вопреки указаниям руководства, невольно начинает общаться с одним из задержанных по имени Али (Пейман Моаади, «Развод Надера и Симин»). Для обоих это становится важным и поворотным моментом.
Завязка картины крайне многообещающая. Несмотря на немалое количество фильмов, посвящённых разным сторонам Войны с террором и вышедших в последние годы, ни один из них до сих пор не рассматривал в подробностях систему содержания подозреваемых. «Лагерь X-Ray» вызывает интерес тем, что, как и «Повелитель бури», он не содержит Большой Драмы и смотрит на трудовые будни отдельно взятого участника событий. Но увы, дальше хорошего старта эта история не заходит.
Несмотря на малый спектр затрагиваемых тем, не покидает чувство «недожатости» каждой из них. С одной стороны, нам намекают на излишне жёсткое обращение с задержанными. С другой же, самым шокирующим наказанием в фильме является необходимость принимать душ на улице на виду у охранников. Али проводит в заключении восемь лет без каких-либо объяснений или перспектив освобождения, но самое главное, что его тревожит – это отсутствие последней книги о Гарри Поттере в местной библиотеке.
Его общение с Коул, которое обещает быть откровением для обоих (и для зрителя), в итоге сводится к банальным заявлениям в духе «Настоящие террористы – это вы, американцы!». Ко всему прочему, у Коул возникает конфликт с капралом (Лэйн Гэррисон, «Побег»), затрагивающий тему отношения к женщинам в армии. Но эта линия ни к чему ровным счётом не приводит. И по завершении двухчасового хронометража остаётся лишь чувство упущенной возможности.
Ситуацию частично спасают две главные актёрские работы. Стюарт, которую (не всегда безосновательно) принято ругать за ограниченный спектр эмоций в кадре, здесь превращает этот недостаток в достоинство и создаёт весьма убедительный образ человека, который по долгу службы обязан всё делать с каменным лицом. При этом, правда, на этом лице никогда не читается безразличие, и интерес к происходящему поддерживается в первую очередь благодаря стараниям исполнительницы. Моаади также не халтурит и ему удаётся вызывать симпатию без превращения своего персонажа в невинного мученика.
Однако, несмотря на все их усилия, актёрам не удаётся компенсировать сырость сценария, из-за чего «Лагерь X-Ray» вызывает исключительно нейтральные чувства. Жалеть о потраченном времени не приходится, но и не покидает мысль, что это время могло быть проведено с большей пользой.
Вердикт: Хороших актёрских работ и злободневной тематики недостаточно, чтобы компенсировать банальность содержания.
6 |
5 |
6 |