Город звёзд
Она работает бариста в кафе и мечтает стать актрисой. Он играет джаз в заштатных барах в надежде открыть собственное аутентичное заведение. Когда Миа (Эмма Стоун) и Себастьян (Райан Гослинг) знакомятся, первое чувство неприязни внезапно сменяется на заинтересованность, а затем на влюблённость, которая скоро превращается в настоящую любовь. Пара вступает в тот период отношений, когда все проблемы кажутся надуманными, а в конце туннеля непременно виден свет. Но очень скоро молодые люди столкнутся с серьёзными препятствиями, которые есть на пути к любой мечте.
«Ла-Ла Ленд» присоединился к «Мулен Руж», «Чикаго», «Призраку оперы», «Мамме Миа!» и другим картинам в немногочисленной компании мюзиклов XXI столетия. Впрочем, в интервью режиссёр Дэймиен Шазель («Одержимость») не соглашается с журналистами, называя свой фильм «постановкой с музыкальными номерами», а не мюзиклом в чистом виде. Правда в этом есть: фильм не пестрит танцевальными и музыкальными отступлениями, вплетая их в сюжетную канву осторожно и лишь когда этого требует развитие событий. Картина подкупает с первых же кадров, когда под зажигательные мотивы композитора Джастина Гурвица песня «Another Day of Sun» настраивает на положительный лад. Хотя настроение истории ещё не раз изменится, это не показное фиглярство и не обман – сценарий за авторством самого Шазеля кристально честен, хоть и предельно прост.
В этом обстоятельстве, казалось бы, и кроется главный недостаток «Ла-Ла Ленда». Фильм предсказуем, и даже во многом неожиданный и смелый – но, пожалуй, единственно верный в контексте рассказанной истории – финал не способен поколебать это представление. Словно очищенный от кожуры спелый фрукт (в картине нет ненужных отступлений, провисаний, а второстепенным персонажам уделяется минимум времени), сценарий стремительно ведёт своих героев к итоговому катарсису. Поразительно: убери из сюжета все элементы мюзикла – не создастся впечатления высосанной из пальца истории. Каждая разговорная сцена откладывается в сознании, а за остроумно написанными диалогами чувствуется опыт драматурга-создателя. Это вдвойне удивляет, так как Шазелю только 31 год!
Как и герой картины, её автор – ретроград. Постановщик превращает свою неподдельную любовь к мюзиклам 1950-х, 1960-х в архетипичный, но выглядящий максимально свежо и изобретательно образец авторского кино. Вдохновляясь классикой прошлых лет («Поющие под дождём», «В джазе только девушки», «Шербурские зонтики»), американец живописует историю, знакомую каждому не понаслышке. В ней любовь – главная цель и самая очевидная отрада. Но, как и за любое удовольствие, за неё надо платить: слезами, семьёй, загубленной карьерой, годами жизни. Перекликаясь с названием знаменитого полотна Ким Ки Дука, лента формально поделена на пять частей: «зима», «весна», «лето», «осень» и снова «зима». Каждой из них соответствует своё настроение.
Фильм полон оммажей и аллюзий. Он часто обращается к знакомым сюжетам прошлого, но неизменно делает это уместно и со вкусом. Заимствования не походят на нафталиновые клише. Есть в картине и юмор – целесообразный, качественный и, что самое главное, способствующий лучшей прорисовке Себастьяна и Мии. За шутками и забавами тоже видны характеры героев – яркие и рельефные. В свою очередь органичны в кадре ведущие артисты. Райан Гослинг вновь проявляет себя актёром самого широкого диапазона – все песни и танцевальные зарисовки исполнены им самостоятельно. Не отстаёт от него и несравненная Эмма Стоун, и другие актёры, также отыгравшие все музыкальные номера, которым наверняка уготована долгая жизнь вне большого экрана, без дублёров-профессионалов.
«Ла-Ла Ленд» – это также признание в любви городу ангелов – Лос-Анджелесу. С трепетом показанные просторные улочки, одинокие, но смотрящие на прохожих свысока, кудрявые пальмы, «анклавы» миллионеров и приветливые домики среднего класса, постоянное ослепительное солнце над головой и беспредельное безоблачное звёздное небо – в своём мюзикле режиссёр поёт оду столице американского кинематографа. Герои вторят ему, невербально выражая приязнь Большому апельсину. Их чувства не проявляются явно, но в чарующих движениях Мии и Себастьяна, в их недвусмысленных взглядах, улыбках – порой печально-задумчивых, порой – благодушных – и, самое главное, в их устремлениях читается необъятное всеохватывающее чувство, имя которому – любовь. Но горнило общества снобов и надменного бомонда безжалостно уничтожает подавляющее большинство отчаянных мечтателей-искателей. Картина Дэймиена Шазеля в том числе и об этом.
Что важно: темы любви не концентрируются на чувствах персонажей к городу мечты или друг к другу, но восходят до высшей категории – любви к самой жизни. Это чувство передаётся зрителю, зажигая в нём искру, о которой когда-то писал Ремарк. Но эмпатия достигается не за счёт сценарных манипуляций – такое публика очень хорошо чувствует, – а при помощи таланта и труда всей команды фильма. Пробуждение такого рода эмоций – несомненная заслуга смелой и обаятельной работы Шазеля, к настоящему моменту получившей ряд престижных премий, включая семь статуэток «Золотого глобуса». Неизвестно, ожидает ли ленту схожий успех на главной киноцеремонии года – «Оскаре», – но это и не важно. Ведь мы уже стали свидетелями настоящего чуда – молодой, но амбициозный и талантливый постановщик снял один из лучших фильмов последнего времени.