Путь к себе

Россия середины лихих 90-х. Студентка из Финляндии Лора (Сейди Хаарла) учится в Москве, встречается с любительницей интеллектуальных тусовок Ириной (Динара Друкарова) и очень хочет поехать в Мурманск, чтобы увидеть петроглифы, поскольку девушка уверена: если мы узнаем наше прошлое, то лучше поймём настоящее. Вот только Лора явно любит Ирину сильнее, чем та её: в самый последний момент Ирина отказывается от поездки и в путь Лора отправляется одна.

Мрачноватое путешествие по России-матушке поначалу усугубляется присутствием в купе быдловатого парня Лёхи (Юра Борисов), который бухает, жрёт колбасу и постоянно достаёт иностранку своей бесцеремонной болтовней. Но деваться от него некуда – и вот, волей-неволей втянувшись в беседу с грубым гопником, Лора поймёт, что за отталкивающим обликом этого странного русского скрывается её родственная душа.

По синопсису одного из главных фестивальных хитов прошлого сезона (на счету фильма Юхо Куосманена Гран-при жюри Каннского МКФ и номинация на «Золотой Глобус») может показаться, что «Купе номер 6» предлагает идти двумя проторенными дорожками – либо в сторону депрессивного артхауса про «страшную Россию», либо по стандартной колее роуд-муви, в финале которого обретают долгожданное счастье два одиночества. С определённой точки зрения, наверное, такие штампы можно разглядеть, но Куосманен не добился бы успехов, если бы не использовал их в своей работе особым способом.

Взгляд Лоры (он же взгляд постановщика) – это прежде всего мироощущение иностранца, наблюдающего за происходящим вокруг с интересом, трепетом и страхом, помноженными на лёгкую отстранённость, но нельзя отрицать, что и мы сами глядим на окружающую нас реальность с точно таким же ощущением. Куосманен переплавляет своё видение российского пространства в нечто настолько фактурное, отчего строки Пушкина «там русский дух, там Русью пахнет» начинают обретать физическое воплощение – достаточно ряда вполне бытовых сцен в душных купе, не менее душных домиках и квартирах, а также в салоне старых «Жигулей».

Во всей этой серой «безысходности» режиссёр видит искренность, тепло и романтику, однако он не предлагает идеализировать самые отвратительные народные черты, а всего лишь глубже всматривается в случайных знакомых, в душе которых за толстым слоем копоти может скрываться настоящий, подлинный алмаз – надо лишь обтереть его от грязи.

Отношения Лоры и Лёхи (превосходно сыгранного Юрой Борисовым) лишены романтики в широком её понимании, их химия совсем иного рода, но от этого их взаимоотношения кажутся не менее серьёзными. Прекрасно чувствующий момент и умеющий работать с повествовательными полутонами Куосманен в их лице изучает важность случайной встречи. Встречи, раскрывающей давно забытое современниками волшебство коммуникации, умение слушать и слышать, которое на самом деле способно творить чудеса. И вот уже пренеприятнейший на вид собеседник внезапно оказывается прекрасным слушателем с тонкой душой, умением отвечать за свои слова и поступки, да и вообще может стать тем самым Другом, которого вы искали всю жизнь и теперь не захотите отпускать.

В этом и есть вся сила «Купе номер 6» – в его удивительной лёгкости, простоте, искренности и душевном тепле, пускай для обнаружения этих важных аспектов могут понадобиться усилие и желание, чтобы, как и герои, прочувствовать комфорт при отсутствии уюта, ощутить тепло посреди холода и разглядеть родного человека в толпе равнодушных незнакомцев. Ведь это было путешествие не ради какой-то конкретной цели – скорее, некий путь из точки А в точку Б, освещённый тающими в ночном зимнем тумане семафорами, во время которого судьба дарит тебе главное: возможность иначе взглянуть на себя, свою жизнь и цели, а также окружающих людей, веру в которых ещё нельзя терять.

ОЦЕНКИ
Для глаз
8
Для ума
9
Для сердца
9
Предыдущая статьяСупергерои. Рецензия
Следующая статьяНезнакомая дочь. Рецензия
Обычный кинофанат, который любит кино настолько, что не может об этом молчать и потому пишет. Ну и о своих впечатлениях тоже.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here