Круг жизни
Повседневный быт современного человека устроен так, что он начинает неумолимо терять связь с природой, забывая о том, как удивительна и неповторима жизнь в своей первозданной красоте. Напомнить зрителю об этом взялся голландский режиссёр Михаэль Дюдок де Вит, получивший в 2001 году «Оскар» за чудесную и очень трогательную мультипликационную короткометражку «Отец и дочь».
В результате неизвестного происшествия на необитаемом острове оказывается мужчина. Придя в себя, он строит плот. Но не успевает мужчина отплыть на достаточное расстояние, как тот разваливается. Это повторяется несколько раз, и вскоре он замечает виновника: ему не даёт уплыть огромная красная черепаха. Разозлившись, мужчина переворачивает животное на спину, и та умирает. Но через какое-то время черепаха превращается в живую женщину…
Полнометражный дебют Михаэля Дюдока де Вита поддержала легендарная японская анимационная компания Studio Ghibli и лично Исао Такахата. Результат его творения отметили в Каннах – «Красная черепаха» участвовала в программе «Особый взгляд» и была удостоена приза жюри.
По сути, эта картина – продолжение идей «Отца и дочери», тонкая, вдумчивая и минималистская как по задумке, так и по визуальным аспектам притча о круговороте жизни, взаимоотношениях человека и природы, мужчины и женщины, родителей и ребёнка. Дюдок де Вит не прыгает выше головы, поскольку чувствуется, что пока он лучше справляется с короткометражками, и данную историю, сюжет которой так же идеально лёг бы на формат короткого метра, он слегка подзатягивает.
Тем не менее «Красная черепаха» производит очень сильное впечатление режиссёрским талантом задействовать минимальные средства для рассказа истории и демонстрирует его превосходное умение пользоваться фактурой кадра в качестве ещё одного способа нарратива. Изумительные, нежные цвета, картинка, не содержащая лишних и отвлекающих деталей, безмолвные персонажи и тонкая музыка плетут изящный узор, работая с настроением зрителя и действуя на подсознательном уровне.
Как профессиональный дирижёр, постановщик уверенно управляет психологическими инструментами и эмоциональными струнами, находя место для сказки, романтики, грусти и даже лёгкого юмора (любопытные крабики – просто прелесть). «Красная черепаха», может, и не получилась однозначным шедевром, но как нежная и очень красивая поэтическая притча она обязательно найдёт своего зрителя.