– Эх, мне бы такое пальтишко.
Конец 41-го. Гитлеровская Германия постоянно бомбардирует Соединённое Королевство. Положение Великобритании с каждым днём всё хуже.
Чтобы спасти ситуацию, генерал Колин Габбинс (Кэри Элвес) собирает команду для операции «Почтмейстер». Её цель – сорвать планы немцев. Но выполнить задачу будет крайне трудно, пусть в составе группы и принимают участие самые смелые и отчаянные военнослужащие.
Новый фильм Гая Ричи основан на книге Дэмиена Льюиса «Министерство неджентльменской войны: Как тайные войны Черчилля подожгли Европу и породили современные теневые операции». Та в свою очередь была вдохновлена реальными событиями Второй мировой. Персонажи Генри Кэвилла, Хиро Файнс Тиффина, Алекса Петтифера, Генри Голдинга, Алана Ричсона и Эйсы Гонсалес имеют реальные прототипы.
Не зная этого, поверить в невыдуманность истории сложно. Всё и правда выглядит предельно фантастично: герои попадают в самые экстремальные ситуации и, успевая насмешливо пошутить друг над другом и своими противниками, спасаются в самый последний момент. Все протагонисты чрезвычайно фактурны и харизматичны. А плохие парни стереотипны и фактически безлики.
Но это лишь допущения жанра, в котором работает Ричи. С другой стороны, в фильме находится место всему тому, за что мы полюбили автора «Большого куша» и «Шерлока Холмса».
В «Министерстве неджентльменских дел» вы обнаружите атмосферу неприкрытого азарта, забавные упрощения (нацистские солдаты низведены до уровня марионеток, а сюжет концентрируется на «как», а не «почему»), клиповый монтаж, насыщенный расслабленный саундтрек, в котором преобладают пьянящий саксофон, нежная перкуссия и заводная испанская гитара, чёрный юмор, выдержанный темпоритм и запоминающиеся герои, каждый со своей яркой индивидуальностью.
Кудрявый Кэвилл с закрученными усами и нарочито немного неряшливой бородой, сексапильная знойная Гонсалес, титанообразный, но одновременно с этим напоминающий профессора из консерватории Ричсон, аккуратный и элегантный Петтифер, саркастичный Файнс Тиффин, а также немногословный, но обаятельный Голдинг – каждый здесь ровно на своём месте.
Это вдвойне ценно, ведь на бумаге кастинг не выглядел так однозначно.
Отдельно стоит выделить сыгравшего карикатурного злодея Тиля Швайгера и перевоплотившегося в Уинстона Черчилля почти неузнаваемого тут Рори Киннера. Заметен в одной из второстепенных ролей Фредди Фокс, который играет Яна Флеминга. Того самого, который позже создаст цикл романов о Джеймсе Бонде.
Не стоит сравнивать ленту с ранними работами режиссёра. Свойственные прежнему Ричи молодецкий дух и нахальность в последние годы сменились основательностью и английской сдержанностью.
В этом плане «Министерство» заметно отличается от «Бесславных ублюдков» Тарантино. Роднит же оба этих проекта несерьёзность происходящего на экране. Но если у создателя «Криминального чтива» показное ребячество работало на метауровне, то постановщик «Рок-н-рольщика» снимает свою версию героической и во многом трагической истории.
Он сглаживает углы, закрывая глаза на морально-этические вопросы, отчасти умалчивает о неоднозначной политической стороне операции – таковы законы жанра, и Ричи их придерживается.
Демонстрируя ужасы тех лет, постановщик не отгораживается от них, но под маской эскапизма и милого дурачества живописует геройства самых обычных людей. Они не были примерами для подражания, но уж точно оказались командой смелых единомышленников, для которых свобода и любовь – не пустой звук.