В феврале 2015 года французскому фильму «Никита» режиссёра Люка Бессона исполняется 25 лет. История об обычной девушке с криминальным прошлым, выдрессированной спецслужбами в профессионального киллера, под незабываемую музыку бессменного композитора кинокомпании Gaumont Эрика Серра до сих пор смотрится на одном дыхании. Попробуем вспомнить, в чём секрет такого долгоиграющего успеха «Никиты».

В начале фильма героиня в исполнении французской актрисы Анн Парийо (по совместительству тогдашней жены режиссёра) предстаёт почти классической оторвой маргинального вида. Наркоманка, пытающаяся с друзьями ограбить аптеку, в итоге попавшая в перестрелку (и умудрившаяся застрелить полицейского), арестованная полицией и приговорённая к пожизненному заключению без права пересмотра дела в течение 30 лет. Казалось бы, обычная история «плохой девчонки», оказавшейся не в том месте не в тот момент. Способна ли подобная история даже в грубом пересказе взять за душу? Вряд ли.

Никита

Но Люк Бессон – мастер своего дела, и умудряется даже из такой антигероини как Никита сделать жертву обстоятельств. Чего стоит сцена в тюрьме, когда Никите должны сделать инъекцию (как она думает – смертельную), в которой наша героиня вдруг предстаёт маленькой беспомощной девочкой, зовущей маму: «Можно ещё немного подождать? Моя мама придёт за мной». К слову, подобных слезоточивых сцен в фильме будет предостаточно. Далее события развиваются со скоростью света. Никита попадает под начало безымянного спецагента в исполнении Чеки Карио, который объясняет девушке, что теперь у неё есть выбор – работать на разведку или умереть на самом деле.

Предложение, от которого невозможно отказаться, девушка понимает правильно, и вскоре Никита начинает обучаться азам мастерства специального агента (проще говоря, спецкиллера) у не менее крутых наставников. Взять хотя бы Аманду в исполнении блистательной Жанны Моро, которая превращает девушку из фриковатой угловатой девчонки в настоящую la femme fatale. Под умелым началом Аманды Никита расцветает и даже находит свою любовь в лице обаятельного кассира Марко (запоминающаяся роль нестандартного во всех отношениях французского актёра Жана-Юга Англада). Естественно, эта связь всё ещё больше усложняет для Никиты, но зритель, который думает, что уверен, чем всё закончится, разочарован всё равно не будет.

Никита

Собственно, после выхода на широкий экран, «Никита» умудрилась не разочаровать не только зрителей, но и критиков, причём по обе стороны океана. Фильм даже удостоился номинации на престижнейший «Золотой Глобус» 1992 года в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Правда, впоследствии, многие сошлись на том, что фильм Бессона был сильно переоценён, видимо, за неимением более сильных конкурентов. И, действительно, как ни посмотри, двойного дна у «Никиты» всё-таки нет. Перед нами почти тривиальная история про женщину в непростых жизненных условиях. Эдакая Галатея со свитой из недремлющих спецслужб-пигмалионов. И всё же для самого режиссёра фильм «Никита» стал безусловной вехой в творчестве.

Никита

Бессон, снявший в 80-х годах такие фильмы как «Подземка» с Изабель Аджани и Кристофером Ламбертом, а также, наверное, главный свой шедевр «Голубая бездна» о жизни пионеров фридайвинга с Жаном Рено и Жан-Марком Барром в главных ролях, именно «Никитой» открыл для себя «женскую» тему, которая впоследствии заняла первое место в его фильмографии. Будь то абсолютный хит «Пятый элемент» с Миллой Йовович, не слишком удачная «Жанна д’Арк» опять же с Миллой, «Ангел-А» с датской фотомоделью Ри Расмуссен, «Необычайные приключения Адель» с Луизой Бургуэн, «Леди» с Мишель Йео и недавняя «Люси» со Скарлетт Йоханссон – все эти фильмы объединяет одно – настоящая героиня (или супергероиня).

Кстати о героинях. Феноменальному успеху «Никиты» во многом поспособствовала и исполнительница главной женской роли Анн Парийо. Недаром актриса была удостоена премии «Сезар» как лучшая актриса, а роль Никиты стала для Парийо визитной карточкой и пропуском на фабрику грёз в Голливуд. Во всех интервью актриса не устаёт благодарить судьбу за эту роль, которая принесла ей признание, но и вспоминает о тяжёлых условиях, в которые была поставлена в период работы над ролью: «Мне пришлось жить практически в изоляции, в комнате, где не было телевизора, никакой музыки, никаких книг, там даже не было кровати и сменной одежды. С первой сцены фильма я была в одной и той же одежде – целых 15 дней… Представьте себе – почти месяц не мыться, не видеть своего лица в зеркале. Это весьма интересный опыт, он помогает понять, насколько мы, люди, хрупкие создания. Многое начинаешь понимать и о внешности, о человеческом облике, наблюдая, как опускается человек все ниже и ниже и, наконец, как он совершенно перестаёт заботиться о том, как выглядит… Через это было интересно пройти».

Никита

Помимо этого, в рамках подготовки к роли Парийо за три месяца прошла курс занятий по дзюдо и обращению с оружием, чтобы отточить свои навыки в качестве спецагента. Этот опыт не пришёлся актрисе по душе: «Я ненавижу оружие, ненавижу насилие, ненавижу дзюдо». Известно, что, выбирая роли, Анн Парийо следует инстинкту, который, кстати, обманывает её довольно редко. Каждым её действием на площадке движет любовь – любовь к героине и к создаваемому фильму. Работая с режиссёром, Парийо предпочитает не думать, а полностью отдаваться эмоциям. А эмоции запрограммировать нельзя. Что ж, как бы там ни было, для перфекционистки Парийо Никита так и осталась звёздным часом. Зато каким!

Вскоре после выхода фильма в Штатах появился его ремейк на английском языке – «Возврата нет», который особых лавров не снискал, но ещё раз подчеркнул культовость ленты Бессона. Наиболее достойным из всех переделок «Никиты» стал выпущенный в Канаде по мотивам фильма сериал «Её звали Никита» с Петой Уилсон в главной роли, продержавшийся в эфире целых 5 сезонов и снискавший огромную популярность.

Никита

Даже сам мэтр Бессон не удержался от работы над похожей историей и в 2011 году спродюсировал «Коломбиану» с Зоей Салданой в роли профессиональной убийцы, мстящей за смерть родителей. Фильм Оливье Мегатона получился крепким драмеди-боевиком, но особого успеха не имел. Видимо, «Никите» так и суждено остаться основой для ремейков и киноисторий разной степени увлекательности. Сразу вспоминается диалог Марко и безымянного спецагента в конце фильма. «Нам будет её не хватать», – говорит Марко. На что его собеседник отвечает: «Да». И с этим трудно не согласиться.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here