Имитируя серьёзную драму

Сюжеты о Второй мировой войне, судьбах гениев-интровертов и отстаивании прав человека на личные сексуальные предпочтения – темы практически беспроигрышные, особенно когда дело касается участия в кинофестивалях и вручения престижных наград. Не стала исключением и экранизация романа Эндрю Ходжеса, посвящённая великому английскому математику Алану Тьюрингу (1912 – 1954), гению и гомосексуалисту, признанному одной из главных жертв гомофобии в Англии.

Итак, Англия, 1941 год. Британская разведка поручает Алану Тьюрингу войти в состав команды, занимающейся в Блетчли-парке расшифровкой немецкой кодировочной машины «Энигма». Высокомерный чудак не сразу завоюет расположение коллег, но именно его ум позволит внести значительный вклад не только в борьбу Великобритании с фашистской Германией, но и в основание информатики. Но власти не очень довольны одним фактом: Тьюринг – гей, и поэтому обвинение в «непристойном поведении» всего лишь вопрос времени.

Одной из главных проблем картины стало то, что авторы никак не смогли определиться, что же они хотели снять – психологический триллер о напряжённой работе криптографов, когда от каждого успеха/провала зависит судьба тысяч жизней, критике гомофобии или несчастной судьбе чудаковатого гения нетрадиционной ориентации. В итоге все эти темы как-то неуклюже сочетаются меж собой, оставаясь неполностью раскрытыми, и не дают настроиться на нужный лад.

Игра в имитацию

Всё выглядит как-то поверхностно и эклектично, сильных сцен почти нет, как и саспенса, который можно было нагнать, и не раз, а есть всего лишь один неплохой эпизод с невозможностью предотвратить атаку на корабль с невинными людьми. В остальном особого трагизма Второй Мировой войны не ощущается, и, хотя главный герой за кадром поясняет, что «за кулисами война ощущалась совсем иначе», воспроизвести напряжённость и драматизм ситуации «тихого боя» не получилось. Зато отчётливо звучит неприятный акцент, что британцы сыграли чуть ли не главную роль в спасении мира от нацизма, а весь подвиг по взлому «Энигмы» приписывается исключительно Тьюрингу, что, разумеется, тоже далеко не так.

Бенедикт Камбербэтч неплох в роли страдающего чудака, но его манера игры не станет большим откровением для тех, кто знаком хотя бы с несколькими сериями «Шерлока Холмса». Тем не менее, он оказался номинирован на «Оскар». То же самое относится и к Кире Найтли, что весьма странно, поскольку назвать её роль выдающейся нет никакой возможности.

Популярность фильма у академиков можно объяснить разве что «форматностью» темы, ибо совершенно неясно, что они увидели в таком простом сценарии и, особенно, абсолютно ровной, катящейся по проложенным рельсам режиссуре Мортена Тильдума, которого также номинировали на самую престижную кинонаграду.

«Игра в имитацию» – это типичное кино, создатели которого хотели не столько извиниться перед своим великим гражданином, пострадавшим от предрассудков, или создать что-то действительно выдающееся и талантливое на тему бойцов невидимого фронта, сколько снять правильную вещь уровня «выше среднего», которая будет безупречно функционировать как комбайн по сбору кинонаград.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here