Пора на покой
Опальный агент ЦРУ Джейсон Борн (Мэтт Дэймон) зарабатывает на жизнь участием в подпольных боях без правил. Неожиданно ему в руки попадают компрометирующие ЦРУ данные, в которых также содержится информация об умершем отце Джейсона и его роли в проекте «Трэдстоун». Чтобы раскрыть тайну своего прошлого, Борн возвращается в дело. Как только об этом становится известно ЦРУ, охоту на него открывают директор агентства Роберт Дьюи (Томми Ли Джонс) и глава киберотдела Хизер Ли (Алисия Викандер).
Последний фильм трилогии о Джейсоне Борне увидел свет 9 лет назад – в 2007-м. Прошедшие годы оказались плодотворными для исполнителя главной роли Мэтта Дэймона. Актёр успел сняться в шестнадцати полнометражных фильмах и получить несколько весомых кинонаград, среди которых оказался «Золотой глобус» за «Марсианина» Ридли Скотта. Поставивший два из трёх фильмов «борнианы» (спин-офф с участием Джереми Реннера вынесем за скобки) британец Пол Гринграсс («Кровавое воскресенье», «Потерянный рейс») был не столь продуктивен, отметившись всего двумя картинами: номинированным на «Оскар» «Капитаном Филлипсом» и военным триллером «Не брать живым». Казалось бы, длинная пауза должна была добавить творческого запала создателям. Но на деле лента оказалась качественной поделкой на тему, лишённой оригинальных ходов и новых задумок.
В одном из интервью Дэймон подчёркивал, что новый фильм в серии – в первую очередь дань уважения оригинальной трилогии, а не попытка установить новую планку качества франшизы. Если это правда, стоит задаться логичным вопросом об уровне амбиций режиссёра и компании. С другой стороны, даже при таких исходных в картине есть многое из того, за что зрители полюбили остросюжетные триллеры о неуловимом шпионе с провалами в памяти. Тут вам и лихо закрученная интрига, и стабильно высокий градус напряжения, и достойные – пусть и не хватающие звёзд с неба – актёрские работы, и мастерски поставленные трюки, из числа которых стоит выделить финальную погоню на автомобилях и одну из открывающих фильм сцен в Афинах.
С первых же кадров угадывается фирменный стиль Гринграсса: трясущаяся камера, рваный монтаж. Это тем более удивительно, что у проекта сменился оператор. Работавшего на трилогии Оливера Вуда («Крепкий орешек 2», «Бен-Гур» Тимура Бекмамбетова) заменил номинант «Оскара» Бэрри Экройд («Ветер, который качает вереск», «Повелитель бури»). Зрителя без раскачки бросают в водоворот событий, не удосуживаясь ввести в ход дела тех, кто с знаком с приключениями Борна лишь понаслышке. Но на сей раз за обилием экшен-сцен и экстремальной серьёзностью, с которой англичанин ведёт свой рассказ, отчётливо видны прорехи в сценарии и неспособность режиссёра сказать что-то новое.
В повествовании не чувствуется вдохновения. Объектив камеры часто концентрируется на героине Алисии Викандер, смещая акцент с персоны Борна. Но кабинетные диалоги получаются выхолощенными, неторопливыми и скучными. Они лишены ритма эпизодов действия, что не идёт на пользу фильму. Интерес создателей к сфере информационной кибербезопасности и разнообразные отсылки к реально существующим личностям и корпорациям не усложняют сюжетную фабулу, а перегружают историю. В результате этих пертурбаций франшиза, знаменитая своей реалистичностью, едва не попадает на поле кинофантастики.
Ходульный механизм Пола Гринграсса работает с перебоями. Когда смартфон способен управлять любым стационарным компьютером, а поиск человека посредством камер слежения занимает считанные секунды, возникает закономерное противоречие. Кроме того, многочисленные надуманные совпадения в сюжетной линии набивают оскомину уже к середине хронометража. А безграничные возможности цэрэушников окончательно превращают постановку в неудачный микс из «Миссии: невыполнимой» и последних фильмов «бондианы».
Вердикт: Фильм для фанатов серии, скрывающий отсутствие свежих идей за чередой бесконечных погонь и перестрелок.
5 |
5 |
5 |