Жить

Начало Второй мировой войны. Западный фронт военных действий. Блокированные на небольшом участке между городом и морем в районе французского города Дюнкерк войска антигитлеровской коалиции, насчитывающие около четырёхсот тысяч человек, ждут эвакуации на британские острова. Противник всё ближе – с каждой секундой шансы на спасение стремительно тают.

В своём десятом полнометражном фильме Кристофер Нолан представляет свежий взгляд на события Второй мировой. В нём драматургия, движущиеся и статические образы, шумы и музыка, речь и режиссура соединились во впечатляющую историю национальной гордости, рассказанную в минорно-торжественной тональности. Диалоги в картине намеренно сведены к минимуму. Их минималистичность, дозированность – это как отличный способ показать настроения в стане блокированных войск, так и превосходное средство для наилучшего вовлечения зрителя в событийную хронику действий. Как ни парадоксально, британскому постановщику удалось соединить в фильме несочетаемое: огромную волю к жизни, которой сочится буквально каждый кадр картины, и трупный запах, мерно разливающийся по окрестностям Дюнкерка.

Герои картины выглядят как настоящие трусы, они – едва ли не дезертиры. Но вместе с этим эвакуированные с пляжа военные – также и подлинные герои, сумевшие выстоять под шквалом огня противника, прямо заявившие самим себе и своим врагам о несломленном характере и железной силе противостоящей нацистам общности людей. Это двойственное впечатление усиливает концовка, в которой идейные ростки знаменитой речи Уинcтона Черчилля «Мы будем сражаться на пляжах» противопоставляются мнению одного из главных героев как собирательному персонажу постановки – Алексу (Гарри Стайлс). Патетический фон сильно приглушён, а сам финал – даром что выглядит законченным – оставляет больше вопросов, чем ответов.

Эклектика – разумеется, далеко не единственный столп, на котором держится изящная, но внушительная конструкция Нолана. Фильм структурно выглядит как мощный военный триптих, повествуя об операции «Динамо» (кодовое название предпринятой эвакуации) с трёх точек зрения – с земли, воды и воздуха. Автор не просто показывает нам грязь и копоть на поле брани, ментальные, физические страдания и вящие надежды, жизнь и смерть – он преподносит свою историю, учитывая принципы темпоральной логики. Сцены, происходящие в воздухе, где действует герой Тома Харди (небольшая, но яркая роль англичанина), на воде (персонажи Марка Райлэнса, Тома Глинн-Карни, Барри Кеогана и одного из любимых актёров Нолана – Киллиана Мёрфи) и на земле (одно из главных действующих лиц ленты в исполнении солиста мальчиковой группы One Direction Стайлса, для которого проект стал первым серьёзным опытом в кино) в финале ожидаемым образом соединяются. Они превращают полотно в законченное, холодное, но одновременно с тем трогающее произведение, вынуждающее не только вжиматься в спинку кресла, но и подталкивающее на размышления.

Удивительно, что снятая на деньги американского киноконцерна лента описывает события войны, в которых не фигурирует ни одного представителя североамериканского континента. Ещё более поражает то, что в фильме, самым ярким синонимом которого будет слово «напряжение» – тоническое, нервное, стремительное – не показывают немцев. Враг почти всегда остаётся за кадром: безымянным и обезличенным. Зло, словно Джокер в «Тёмном рыцаре», приходит из ниоткуда, у него нет чётких целей, его нельзя пронять рассудительными речами или уничтожить просчитанным заранее ударом. Герои картины будто бы борются не с врагом, а с обстоятельствами. Потому противостояние это выглядит безысходным, ожесточённым, непримиримым.

Ещё один фактор, сильно влияющий на эмоциональный надрыв, с котором рассказана история, – музыка Ханса Циммера. Знаменитый композитор вместе со своей командой создал мощный, пульсирующий саундтрек. При должном старании в партитуре можно обнаружить отголоски музыкальной темы из всё той же трилогии Нолана о Бэтмене. Но, стоит признать, созданные Циммером композиции идеально ложатся на визуал «Дюнкерка». Они задают высочайший градус напряжения, который не спадёт вплоть до финала будоражащей кровь истории. Интересна работа оператора нидерландско-шведского происхождения Хойте Ван Хойтемы («Шпион, выйди вон!», «Интерстеллар», «007: СПЕКТР»), который, кажется, за последнее время вырос профессионально. Также заслуживают внимания все относящиеся к картинке составляющие: цветокоррекция, свет, композиция.

На фоне всего вышеперечисленного не слишком выделяются ведущие актёры ленты. Нельзя сказать, что малоизвестные молодые артисты не справляются со своими задачами – они играют ровно настолько, насколько это нужно режиссёру. Ведь в центре внимания создателя «Дюнкерка» не отдельные герои (хотя, каждый из них в отдельности важен для сюжетной линии), а идущая лейтмотивом мысль о жажде жизни, о бессмысленности и беспощадности войны. Идея эта сама по себе отнюдь не нова, но кинодискурс и аудиовизуальная сторона фильма Нолана заставляют с придыханием следить за судьбами героев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here