Женщина на столе – не к добру
Норвержец Андре Овредал, автор фольклорной драмы «Охотники на троллей», возвращается в большое кино с «Демоном внутри» (в более точном переводе – «Вскрытие Джейн Доу»), в центре сюжета которого – вскрытие тела во всех красках. Так что желательно при просмотре не ужинать.
Как правило, в детективах сыщики прибывают на место преступления и, узнав детали дела, удаляются на поиски убийцы. Здесь же зрителя оставляют в морге с двумя патологоанатомами: Остином Тилденом (Эмиль Хирш) – молодым стажёром, и Томми Тилденом (Брайан Кокс) – его отцом и наставником. К героям привозят труп молодой девушки (прекрасная в своей неподвижности Олуэн Катрин Келли), которая была обнаружена полузакопанной на месте жестокого убийства. Их задачей становится выяснение причин её смерти. Здесь нет ни пугающего дома в лесу, ни демонического ребёнка, ни разлагающейся девицы, выползающей из телевизора, ни проклятой куклы. Суть картины скромна, но режиссёр подходит к ней изобретательно – мёртвая женщина на холодном столе морга держит в напряжении весь фильм.
Часы тикают, и Остин и Томми обязаны завершить аутопсию к утру. Однако пошаговое вскрытие слой за слоем вытаскивает на поверхность ещё больше вопросов. В картине ощутим дух финчеровского триллера «Семь», но здесь за уликами не гонятся. Героев озадачивает бездыханное тело, кромсание которого превращает казалось бы привычное для врачей занятие в редкую чертовщину. Сперва барахлит радио, затем звенит колокольчик на трупе, который спрятан в ячейке холодильника. И чем глубже герои «копают», тем страшнее становится их ритуал. Вдобавок за окном усиливается буря, поэтому Остину и Томми бежать некуда. Они застревают в подвале с жутковатым телом, их молчаливым собеседником.
Вскрытие покойника становится вскрытием застоявшихся отношений отца и сына. Однако авторы обращают больше внимания на по-хичкоковски обыгранную аутопсию, чем на персонажей. Их оттеняет мистицизм. Что и говорить, если девушка Остина появляется в паре сцен, для рассказа она – как лысому расчёска. Конечно, сюжет оригинален, но повествование изворотливо, а молчание в моментах напряжённого ожидания перебивается дешёвыми приёмами – внезапными запугиваниями. Это принижает ценность ленты Андре Овредала, но срабатывает. Противного и мерзкого ничего не показывают, но режиссёр придаёт событиям чувство кошмарности, изоляции (замкнутое пространство, мрачные коридоры, глухие металлические звуки, хождения на ощупь) и атмосферности, и в конце концов насыщает историю сверхъестественным.
Правда, с определённого момента сюжету разворачиваться становится некуда. Фильм с припугивающими композициями Дэнни Бенси и Сондера Юрриаанса («Подарок», «Враг») держится на маленьких разгадках, рассказав о которых – значит раскрыть весь сюжет. Пожалуй, хоррору «Демон внутри» иронично, но справедливо подходит фраза: части лучше целого. Очевидный финал не дотягивает до увлекательного начала. И дело совершенно не в актёрах, а в истории: люди открывают, образно говоря, ларец зла и страдают, под конец отбиваясь от всякой нечисти. Видели, знаем, вот только за бездушием картины, где-то в её днище прячется здравая мысль о том, что существует нечто помимо плоти. Людей не интересуют причины и мораль, их цель – узнать причину смерти. Патологоанатомы отрицают метафизику, за что судьба играет с ними злую шутку. Перефразируя цитату из «Последнего киногероя»: «Вы порезали меня. Большая ошибка». Дескать, господа, не безобразничайте! А может быть, это кино о том, что мужчины не понимают женщин? Страдающих женщин? О мужской пренебрежительности? Или об оккультном мракобесии?
Вообще, посмотрев однажды что-нибудь, думаешь, что наверняка найдётся что-то похожее. И хотя в «Демоне внутри» отчётливо слышно эхо хорроров «Окулус» и «Мученицы», толку сравнивать нет. Работа Овредала и аппетит улетучит, и холодок по спине пронесёт. Особенно в финале, к которому, как и ко всему сюжету, всё-таки есть вопросы. Невзирая на идейную свежесть, лента местами нелепа, тягуча и уступает в азарте таким современным триллерам, как «Не дыши» или «Коллектор». Обладающей коварством и мёртвой эротикой картине норвежца не хватает зубов, чтобы оставить след в истории. И не удаётся сдержать жуть до конца. Поэтому «Демон внутри» – не более чем средненькая детективная страшилка с таинственной завязкой и сюжетным брожением.