Сила веры
Голливуд 1950-х годов. Эдди Мэнникс (Джош Бролин) – исполнительный продюсер, на котором держатся многие крупные проекты. В сферу его обязанностей входят не только административные и финансовые аспекты производства, но и творческие: мужчина вынужден прикрывать актёров и актрис, имеющих привычки впутываться в постыдные истории. Мэнникс работает едва ли не круглосуточно, на личную жизнь времени не остаётся совсем. Но когда звезда фильма «Да здравствует Цезарь!» Бэрд Уитлок (Джордж Клуни) оказывается похищен прямо со съёмочной площадки, кажется, нет уже способа спасти ситуацию.
Братья Коэны сняли фильм о вере. Опять. Но на сей раз, после «Фарго», «Серьёзного человека» и других работ, итоговый результат получился иным. С одной стороны, это всё та же мастерски написанная сатирическая история, рассказанная на новый лад, выполненная на стыке реального и сюрреалистического. Очевидные плюсы в виде сочной картинки и превосходных артистов, создающих на экране запоминающиеся образы, и отлично отыгрывающие сцены действия, прилагаются. Например, та, в которой герой Ченнинга Тэйтума танцует чечётку в баре диво как хороша! С другой стороны, картина получилась светлой и доброй, напоенная ароматом свежего весеннего утра. Сделать аналогичное заявление о предыдущих постановках родственного дуэта категорически нельзя.
«Да здравствует Цезарь!» обыгрывает жизненные случаи (все герои постановки имеют своих реальных прототипов), высмеивая людские пороки, но не ставя крест ни на одном из персонажей. Вести нигилистический образ жизни – кощунственно, но инакомыслящий – не пропащий по умолчанию, ведь он всегда волен найти дорогу, ведущую в другую сторону. И Мэнникс, без зазрения совести обманывающий миллионы людей по всему миру, но волнующийся лишь о том, что утаил от своей жены правду о парочке выкуренных сигарет, и Уитлок, живущий без Бога в душе, и звезда аквамюзиклов ДиАнна Моран (Скарлетт Йоханссон), ведущая безнравственный образ жизни, вызывают не только сопереживание, но и сочувствие. Каждый из них заплутал в дебрях личных беспокойств и комплексов, каждый в погоне за славой, деньгами или просто из педантичных, идеалистических устремлений потерял частицу самого себя. Но в конце концов все они находят то, что так долго искали. Мэнникс – покой и душевное равновесие, Моран – семейное счастье, Уитлок – долгожданную веру.
Вообще, центральная тема полотна – вера – в контексте повествования не имеет ничего общего с верой христианской, католической. Вера в картине Коэнов – не синоним религии, но и, как ни странно, не полная её противоположность. Важным эпизодом в этом отношении выглядит сцена, в которой Мэнникс устраивает совещание с представителями различных религиозных конфессий. Он хочет выслушать их мнение, как должен выглядеть образ Иисуса Христа в грядущей киноленте. Но так и не найдя общий язык с представителями духовенства, он решает поступить по-своему. Показательны также открывающая и закрывающая фильм сцены. В обеих фиксер находится на исповеди, в обеих ищет правду не там, где её следовало бы искать. Правду, которая заставила бы его поверить в себя, которая бы избавила его от сомнений и дала бы уверенность в правильности решений и поступков. Но и тут исход оказывается до смешного прозаичным.
«Да здравствует Цезарь!», как и любая другая лента Коэнов, наполнен аллюзиями, метафорически состоятелен и, кроме прочего, изобилует по-настоящему смешными эпизодами. Жаль, что дубляж убил некоторые шутки, но и с учётом этого фильм запомнится не одной удачной остротой, будь то кратковременные, но яркие появления язвительных сестёр-колумнисток Текер (обеих сыграла Тильда Суинтон) – уморительные, но не лишённые скрытого смысла, параноидальные диалоги тайного общества «Будущее» или дебют Хобби Дойла (Олден Эренрайк) в разговорной драме у маститого постановщика Лоренса Лоренца (Рэйф Файнс).
Интересно, что впервые, пожалуй, мы имеем дело с однозначно положительным героем, созданным авторами «Большого Лебовски». Это, конечно же, протагонист Мэнникс. Он олицетворяет собой людскую добродетель, жертвенность. Возможно, сами режиссёры – прототипы этого героя, а может, даже больше – в нём авторы видели идеалистического человека от мира кино; такого, который может решить любую проблему, работающего сверхурочно, не повышения ради, но в силу врождённых качеств, чуждого понятию «жадность», но сурового и готового к полной ответственности. На другой чаше весов – команда похитителей, рисующая мир в общем-то справедливый, честный, но на самом деле во главу угла ставящая те самые принципы, против которых собирается бороться. Справедливости ради стоит сказать, что концептуальные обличительные выпады в сторону определённых политических и экономических течений удались режиссёрам не так хорошо, как могли бы.
Фраза, принадлежащая одному из действующих лиц – «Всё сложно», – в отечественном варианте звучащая как «Всё не так просто» (что, согласитесь, совсем не одно и то же), одновременно и отлично характеризует происходящее на экране, и вводит зрителя в заблуждение. Почему? Коэны имели обыкновение делать своих героев, равно как и сами истории, объёмными, двойственными. В их новой работе это стремление никуда не делось. Фильм буквально построен на дуалистических началах. Подтверждением тому могут служить и героиня Суинтон, имя и фамилия персонажа Файнса, некоторые сцены, повторяющиеся дважды, но несущие в себе разные смыслы, и Бэрд Уитлок, роль которого в голливудской постановке перекликается с его собственной ролью в жизни. Жизнь закольцована, всякое начало имеет конец, любое дело можно сделать по-другому, а каждый из нас может стать как трусом, так и храбрецом, как либералом, так и радикалом. Вопрос лишь в выборе. И в вере.
Вердикт: Интеллектуально-ироничная комедия Джоэла и Итана Коэнов хоть и не перещеголяла их вершинные творения, но займёт достойное место в избранной коллекции режиссёров.
7 |
8 |
7 |