Мутант Чужого

Проходит 200 лет с момента гибели Рипли. Военные учёные на корабле «Аурига» клонируют её, чтобы извлечь королеву Чужих и создать несколько особей для своих целей. Операция проходит успешно, и Рипли даже оставляют в живых. Пока «новорожденная» развлекает себя игрой в баскетбол, а королева откладывает яйца, на корабль ступает наёмная команда пиратов с ценным «грузом»: находящимися в криосне шахтёрами. Через какое-то время учёные будят шахтёров и заставляют «обниматься» с непонятными тварями.

Чужие быстро «вылупляются» и подрастают – и учёные достигают некоторого успеха в их приручении. Однако те всё же находят способ сбежать, чтобы поубивать всех, кого только встретят. И так как корабль быстрым ходом направляется к Земле, Рипли приходится объединиться с пиратами в очередной борьбе за спасение человечества.

Мариам Ананидзе:

После просмотра четвёртой части «Чужого» возникает много вопросов, самый главный из которых: была ли необходимость в том, чтобы её снимать? Вторая и третья серии вносили новое в сюжет оригинала, в представление о будущих мирах и их ценностях, о людях, попавших в ловушку, о природе страха и героине, которая из испуганной женщины превратилась в бесстрашного воина. «Чужой 4: Воскрешение» пытается быть не похожим на предшественников, но при этом бесцеремонно их копирует.

Мы снова видим учёных с их детской верой в то, что Чужого можно приручить, снова перемещаемся в будущее (хотя в этой части потребности во временном скачке не было, если только это не обосновано технологией клонирования), снова удивляемся при виде андроида, которого считали человеком, и опять знаем, чем закончится схватка с чудовищем. Из нового имеем, в первую очередь, сомнения, кто же главный герой: Рипли, её клон или просто Сигурни Уивер, без которой «Чужой» жить не может. Поведение и реплики Рипли довольно противоречивы. Например, она знает, что Чужой – враг, но во время его убийства переживает так, как не переживала за все людские смерти вместе взятые. Конечно, перед нами лишь копия, а не знакомая воительница, но тогда мотивы клона ещё больше запутаны.

Новая команда – очередной набор разношёрстных людей. Они сталкиваются с меркантильными компанией и властями, снова запустившими смертоносные процессы по заполучению пришельца без мысли о потенциальных опасностях. «Положительные» персонажи дружно подают нам на блюдечке мораль в духе «люди – бесчеловечные создания». Они неуместно шутят, потому что являются космическими пиратами, а им – положено, и погибают один за другим. В принципе, о них сказать больше нечего.

Новое место событий также уступает предыдущим частям, не впечатляет визуально и не говорит о том, что в техническом плане научная сфера человечества за двести лет чего-то добилась. Сам Чужой на этот раз должен был быть «сильнее, выше и быстрее», но поменял лишь оболочку. В ходе бессовестных экспериментов с ДНК он приобрёл новый вид, в котором прорисовывается человеческое лицо с довольно бестолковыми щенячьими глазами. Это зрелище не пугает, а просто отталкивает. Во время наблюдения за Чужими заметна их новая особенность: к родителям они относятся трепетно (Рипли, принятая за мать, не оказывается съеденной монстром), но в то же время могут легко убивать друг друга при удобном случае (двое Чужих растерзали третьего, чтобы его кровь-кислота открыла им путь к свободе).

Если ссылаться на финальную битву, сложно сказать, что «Чужой 4» хоть в чём-то оригинален. Но в нём всё равно можно найти пару запоминающихся сцен: с результатами страшных экспериментов и подводным преследованием. Однако на этом плюсы фильма заканчиваются и остаются лишь мысли, что картина была создана исключительно ради наживы.

Павел Жуков:

Казалось бы, история Рипли и Чужих закончена – но только в наших сердцах. Вновь космос, где наши крики никто не слышит. Вновь разномастная команда, которая отбивается от кровожадных монстров на огромной площади. Вновь Рипли, другая – клонированная, но опять поначалу выступающая неким консультантом-проводником. Создатели попытались повторить успех бодрого и задорного второго фильма, что само по себе хорошее стремление. Однако «Чужой 4: Воскрешение» скорее паразитирует на заслугах предшественников, чем дарит хоть что-то похожее по стилю, атмосфере и содержанию.

Жан-Пьеру Жёне, в отличие от Дэвида Финчера, дали полную свободу. Фильм снят именно в его своеобразном стиле: нарочито сказочном, несерьёзном, фарсовом, с обилием чёрного юмора, что серии никогда не было свойственно. «Пугает» он исключительно демонстрацией всякой мерзости; смотреть не страшно – противно. Персонажи – один другого карикатурнее: учёные и военные ходят с преувеличенно важными лицами (и чем ближе лица показывает камера, тем труднее воспринимать их всерьёз), наёмники – кучка «крутых» оболтусов. А синтетическое происхождение андроида Колл (Вайнона Райдер) скрывается до последнего – просто чтобы был шокирующий поворот. И учитывая её способность анализировать, эмоциональность и ранимость, при прущей изо всех щелей крутости остальных персонажей, включая Рипли, она больше всех походит на человека. Кажется, это тема для отдельной картины.

Есть три сцены, которые впечатляют по-настоящему: побег Чужих из лабораторной «клетки», сжигание Рипли клонов самой себя и избавление от Чужого-мутанта в самом конце. Два последних эпизода поставлены очень отталкивающе, но лицо Рипли здесь преображается: хотя она получила сверхспособности и кислотную кровь и стала практически неубиваемой, всё же где-то внутри она всё ещё человек, способный на сострадание.

«Чужой 4: Воскрешение» – совершенно ненужный сиквел. В отрыве от франшизы получился бы неплохой фантастический боевик, но в рамках серии «Чужой» – сильно выбивающаяся и не добавляющая ничего существенного в неё картина.

Артур Завгородний:

Картина прекрасного визионера Жан-Пьера Жёне получилась просто-напросто глупой. Сама идея создания клона сгоревшей Рипли, обладающего ещё и памятью, чудовищно странная. Смысл? Причины? Зачем учёным Чужие? А зрителю? Голливуд превратил франшизу в дойную корову, которая к этой ленте уже давно иссохлась. Финчер поставил в серии жирную, трагическую точку.

Вот корпорации нужна королева, которая засела в Рипли, поэтому умники каким-то образом достали ДНК героини. Это завязка сюжета, которую легко упустить в здоровенной куче мусора. Киноделы не позволяют Рипли достойно умереть. Из-под земли достанут! Фантастика, которая слишком фантастична. Рипли играет в баскетбол, а ксеноморфов держат как домашних питомцев. То ли авторы стремились к комедии, то ли к ужастику, но не удалось ни то, ни другое. Кроме эпизода подводного преследования людей ксеноморфами, индустриально-грязного антуража и стильной операторской работы Дариуса Хонджи («Семь» Финчера и «Любовь» Ханеке) смотреть в фильме не на что.

Затерялись чувства опасности и ожидания. Авторы фильма грешат тем, что делал даже Кэмерон – постоянно показывают Чужих. Тварь страшна в полумраке, появлении вскользь, издалека, а не в упор и в избытке. Обеим картинам не хватает тонкости. Вновь смотреть, как Чужие кромсают людей уже не увлекательно. Дело-то прошлое.

«Чужой 4: Воскрешение» – тот самый мутант, который рождается в финале. В конце-то концов, это чудовище даже похоже на скелет. Мёртвая история с нездоровым эротизмом, обилием слюней и слизи и карикатурными персонажами. Единственная неудачная и поистине чужая часть квадрологии.

Александр Бурлыко:

Так случилось, что в момент выхода «Эпизода I» моя любовь к «Звёздным войнам» поутихла, поэтому и предпремьерный ажиотаж, и послепремьерное разочарование прошли мимо меня, а негодование фанатов я долгое время не понимал. У меня в конце 90-х был другой, не менее сильный повод для расстройства – я посмотрел «Чужого 4».

В «Воскрешении» плохо практически всё: от высосанного из пальца сюжета до аморфных актёрских работ и смехотворных спецэффектов в кульминации. Даже Сигурни Уивер, которая всегда была самым надёжным элементом сериала, здесь выглядит совершенно апатично и с каждой сценой начинаешь всё больше болеть за Чужих. Не помогает и то, что героиня у неё в этот раз не только скучная, но и просто неприятная: «Рипли 8» безразлична ко всему и на всех смотрит свысока. Почему за неё нужно переживать – загадка.

Остальные персонажи тоже особой яркостью не отличаются и запоминаешь их ровно по двум причинам: 1) их играют знакомые и любимые типажные актёры вроде Рона Перлмана, Майкла Уинкотта или Лиланда Орсера; 2) все, кто появляется в кадре – либо полные идиоты (вроде карикатурного генерала Переза в исполнении Дэна Хедайи), либо извращенцы (вроде героя Брэда Дурифа, который смотрит на Чужих лицом серийного насильника). Кого-либо, напоминающего живого здравомыслящего человека, здесь нет и в помине. Как нет и намёков на «ужасные» корни сериала. На четвёртом фильме «Чужой» превратился в чёрную комедию, причём не особенно смешную.

Можно, конечно, высосать из пальца пару комплиментов в адрес фильма вроде неплохой операторской работы Дариуса Хонджи и заметно улучшенной по сравнению с прошлым разом компьютерной графики. Но красивыми картинками сыт не будешь, и когда при просмотре сознательно желаешь всем героям насильственной смерти, становится всё равно, как это выглядит.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here