В одной клетке с Чужим

На борту «Сулако», где в криосне находятся Рипли, Ньют, Хикс и андроид Бишоп, обнаруживается лицехват. Он пытается проникнуть в одну из капсул, но в итоге ранит себя и своей кислотой вызывает пожар. Компьютер перемещает героев в спасательную шлюпку, и та приземляется в воду на планете-тюрьме Фиорина-161. При посадке погибают Ньют и Хикс, Бишоп совсем выходит из строя, а лицехват оказывается на свободе.

Спасённая тюремным врачом Клеменсом, Рипли оказывается среди сумасшедших и озабоченных заключённых. Но это меньшая её проблема: вскоре из собаки рождается Чужой и люди начинают гибнуть жестокой смертью. При этом в тюрьме нет ни оружия, ни доверия друг другу. Руководство надеется на помощь спасательной команды «Вейланд-Ютани», но хорошо зная, какие цели в первую очередь преследует эта компания, Рипли полагается только на свои силы.

Артур Завгородний:

Сложная и противоречивая часть серии. Дебютант в кино Дэвид Финчер сохраняет стилистические элементы первых двух фильмов (клаустрофобные, сумрачные пространства), но охватывает историю Эллен Рипли нигилизмом и обречённостью.

Фильм рождался в муках: никто точно не знал, о чём он должен быть, поэтому сюжетно он уступает крепким предшественникам. При этом «Чужой 3» стал мрачнее, ощутима тотальная безвыходность. Финчер дерзко заявил, что наступила пора Апокалипсиса. Он убивает хэппи-энд «Чужих», заставляет Рипли побриться наголо, биться с ксеноморфом бок о бок с самыми лютыми отбросами общества и вместе с инопланетной тварью нырнуть в чан с раскалённым металлом. Заметна циничная ирония режиссёра, который наградил Рипли тем, против чего она боролась. Прямо метафора смертельной болезни. Смерть преследует героиню как тень.

Конечно, неясно, откуда на корабле «Сулако» появился лицехват. Возможно, яйцо Чужого пронёс коварный андроид Бишоп, но это лишь домыслы. Здесь важно настроение, атмосфера, которую создают бодрые движения камеры, нуарное освещение и таинственное музыкальное оформление. Надо сказать, протяжные, церковные композиции Эллиота Голденталя необыкновенные. А вообще «Чужой 3» – рассказ о фундаменталистах в тюрьме, похожей на помойку. Финал идеальный, траурный.

«Чужой 3» – это замечательная метафора: воля к свободе, как скрытое, но важнейшее, что живёт в любом человеке. Фильм Дэвида Финчера задумчивый, поэтичный, протестный. Спустя 25 лет он не устарел ни на секунду.

Мариам Ананидзе:

Третья часть – это всегда испытание на прочность. С «Чужим 3» вышло не идеально, но всё ещё любопытно. Очередное продолжение одиссеи Рипли снова находит причины для существования, в частности – ради очередной встречи героини со своим давним обидчиком буквально лицом к лицу, ну и очень эффектной концовки.

Сюжет фильма почему-то напоминает «Один дома» в открытом космосе. Пока потенциальные жертвы Чужого ждут представителей компании (взрослых), им приходится изобретать ловушки и чуть ли не ложкой пытаться его убить. Это происходит потому, что Рипли попадает в особого вида тюрьму, отрешённую от далеко шагнувшей вперёд цивилизации, без новомодного оружия и оборудования. Решение переместить действие в столь обречённую локацию заслуживает, если не аплодисментов, то хотя бы бодрого похлопывания по плечу создателей. Похвально и то, что новые герои совершенно непредсказуемы и очень часто меняют своё отношение к Рипли: то видят в ней добычу, то врага, то соратника.

Нельзя обойти стороной Чужого, который снова в одиночестве наводит страх на людей. Вернуть замкнутость и камерность фильму – совершенно верное решение. Минусом выступает внешний вид пришельца. Чужой, показанный в движении, визуально очень неправдоподобен, отчего теряет свою пугающую «привлекательность». Даже процесс поедания монстром своих жертв комичен. Но исключение составляют крупные планы Чужого и его «взаимодействие» с людьми тет-а-тет, после чего ты по-старому начинаешь спать с включённым светом.

Ставшая классической тема материнских инстинктов и протагониста-женщины в этой части достигает своего апогея: Рипли снова играет роль матери, только в совершенно новом качестве; а как женщина – становится мишенью для изголодавшихся по слабому полу мужчин. Тяжёлая судьба наконец преподносит ей подарок в виде полноценного романа, хоть и краткосрочного, на котором все радости заканчиваются. Героиня в очередной раз убеждается, что если Чужого время от времени удаётся победить, то корпорацию, преследующую всё те же алчные цели, одолеть, очевидно, не удастся никогда.

Павел Жуков:

«Чужой 3» от лихого боевика возвращает нас к тягучему хоррору и безысходности. Новая обстановка, новые герои, старая проблема.

Обидно, что ключевые выжившие герои «Чужих» отбрасываются создателями на первых минутах, словно хлам. Их смертям находят объяснение. Но нет объяснения тому, почему вместо них теперь сборище озабоченных уголовников и кретинов, за выживаемость которых не волнуешься ни капли. Да, они пытаются найти бога и встать на путь истинный, но уж больно лениво и всё равно бестолку. Проповедник Диллон (Чарльз С. Даттон) – редкий интересный и адекватный персонаж, как и проникнутый симпатией к Рипли Клеменс (Чарльз Дэнс), врач с печальным прошлым, которого совершенно необязательно выводят из сюжета в середине фильма.

Чужой теперь часто компьютерный – и оттого нереальный, бутафорский, не страшный. Зато впечатляют его новые «отношения» с Рипли: она для него больше не убегающая жертва, а ценный человеческий экземпляр. Хороши и драматичны импровизации заключённых, у которых нет оружия: кем-то постоянно приходится жертвовать, чтобы загнать Чужого в угол и замуровать. А компания «Вейланд-Ютани» наконец говорит с Рипли напрямую, а не через переписку, и завершаются переговоры катарсисом для зрителя.

Фильм вышел слабее предшественников, но тем не менее достойно завершает путь Рипли, которая одолела инопланетную тварь раз и навсегда. Впрочем, мечтать не вредно.

Александр Бурлыко:

«Чужого 3» среди фанатов принято не любить по ряду причин. Главная из них в том, что Дэвид Финчер тщательно перечеркнул весь оптимизм финала второго фильма и погрузил историю в пучину безысходности. И хотя я прекрасно понимаю такую реакцию, я её не разделяю.

Точно так же, как Джеймс Кэмерон ушёл от видения Ридли Скотта и его команды, Финчер уводит сериал в новом направлении, и в самом подходе нет совершенно ничего зазорного. Проблема лишь в том, что фильм сам толком не может разобраться в том, куда хочет идти. С одной стороны, он возвращается к корням, ограничивая число Чужих лишь одной особью и лишая героев огнестрельного оружия. С другой же, помещать Рипли в среду уголовников, которых из-за отсутствия волос с трудом отличишь друг от друга, да ещё и в колонии, где вся цветовая гамма состоит из оттенков коричневого – далеко не самый интригующий ход. Да и идея с Чужим, который рождается из собаки (или быка, в зависимости от того, какую версию смотреть), если задуматься хоть на минуту, скорее смешит, чем пугает (если Чужой выберется из слона, он будет весить три тонны и у него будет хобот?).

Но при этом я не могу сказать, что фильм вышел плохим. Сигурни Уивер всё ещё неподражаема, а Рипли в этот раз снова во всех смыслах меняется, отчего интерес к ней только возрастает. Вопреки примитивности образов, некоторые актёры второго плана (особенно Чарльзы Дэнс и Даттон) умудряются впечатлить и задержаться в памяти. А глаз-алмаз Финчера уже здесь периодически даёт о себе знать: находка с изображением Чужого «от первого лица» и момент, где Рипли сталкивается с монстром лицом к лицу, по эффектности не уступят лучшим сценам предыдущих фильмов. Да и то, что фильм всё ещё верен своим принципам и остаётся пессимистичной тюремной драмой до самого конца, вызывает уважение. Трудно найти большой студийный сиквел, который настолько осознанно сам себя хоронит. А финал, в котором, казалось бы, ставится большая чёрная точка, я до сих пор считаю одной из лучших сцен всей франшизы (даже несмотря на не самые убедительные спецэффекты).

Конечно, в идеале «Чужой 3» мог и должен был стать ещё одним шедевром и блестящим завершением трилогии, благо что все задатки у него для этого были. Но увы, студия, которая назначила дату премьеры до того, как у фильма был сценарий, и продюсеры, которые вставляли палки в колёса режиссёру, не дали этому случится. Учитывая, сколько препятствий у триквела было на пути к экранам, неудивительно, что Дэвид Финчер отрёкся от фильма по завершении работы. И в то же время хочется его поблагодарить за то, что в почти безвыходной ситуации он умудрился снять фильм если не однозначно хороший, то по крайней мере любопытный.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here