Когда в кинематографической среде заходит речь о таком понятии как «ремейк», критики делают скептические лица, подготавливаясь к неизбежному сравнению с оригиналом. Особенно придирчивы они к переделкам классических лент, которые практически невозможно переплюнуть по силе и духу, несмотря на безграничные возможности современных технологий. Тем не менее, режиссёр Питер Джексон, ставший одним из самых титулованных постановщиков Голливуда после трилогии «Властелин колец», решился снять ремейк фильма своей мечты. И это оказался тот самый редкий случай, когда современный вариант оказался по всем статьям лучше классики, ведь Джексон решил переснять не «Унесённых ветром», а знаменитое монстр-муви 1933 года – «Кинг Конга».
После того как в 1925-м в прокат вышел немой фильм «Затерянный мир», снятый по роману Артура Конан Дойля, кинематографисты отчаянно хотели повторить его успех. И вот, в начале 1930-х, режиссёр Мериан Купер и сценарист Эдгар Уоллес решили дополнить сюжет о населённом динозаврами таинственном острове наличием гигантской обезьяны. Между прочим, легенда гласит, что на эту мысль Купера навело одно из произведений… Корнея Чуковского. В самом деле, в поэме-сказке «Крокодил» есть такие строчки: «Дикая Горилла Лялю утащила, и по тротуару побежала вскачь. Выше, выше, выше, вот она на крыше…» Фильм пользовался невероятным успехом, а покадровая анимация на тот момент просто взорвала воображение зрителей и прочно вошла в кинематограф как один из ключевых способов создания спецэффектов.
Конечно, классика классикой, но ведь «Кинг Конг» – действительно не «Унесённые ветром», и действие там было построено вовсе не драматургии и сложностях актёрской игры, а на зрелищности. Растущие год от года технические возможности давали всё больше пространства для манёвров, и в 1976 году режиссёр Джон Гиллермин переснял эту ленту с Джеффом Бриджесом и Джессикой Лэнг в главных ролях. Фильм получил «Оскар» за спецэффекты и стал невероятно популярным в Советском союзе, где был впервые показан в 1988 году, но любви критиков и зрителей на родине не снискал. Вдохнуть новую жизнь в этот сюжет захотел Питер Джексон, поскольку именно оригинальный «Кинг Конг» пробудил в нём страсть заниматься кинематографом.
Сделав себе имя на трэш-комедиях вроде «Живой мертвечины» и «Инопланетного рагу», Джексон пробился в Голливуд после мощной фантасмагорической драмы «Небесные создания» с юной Кейт Уинслет. Увы, его американский дебют, недооценённая комедия ужасов «Страшилы», полностью провалился в прокате, но небанальный режиссёрский стиль, умение грамотно обращаться с бюджетами и талант изобретательно работать со спецэффектами заставили обратить на него внимание. Джексон неоднократно намекал студии Universal на своё огромное желание создать новую версию «Кинг Конга», но коммерческий провал «Могучего Джо Янга» Рона Андервуда и «Годзиллы» Роланда Эммериха резко охладил пыл продюсеров и они заморозили этот проект.
Впрочем, о мечтах Джексона не забыли, ведь режиссёр не просто заставил поверить в свои силы – он прокричал об этом на весь мир, и его новое детище принесло ему статус одного из ведущих режиссёров Голливуда. Конечно же, это был «Властелин колец», и именно его триумф позволил боссам студии Universal не только воплотить мечту режиссёра в жизнь, но и заплатить ему неслыханный гонорар – 20 миллионов долларов, – когда фильм ещё даже не вышел в прокат.
Заполучив таким образом согласие продюсеров, их невероятное доверие и бюджет 207 миллионов долларов (самый большой бюджет для художественного фильма на то время), Джексон решил в новой версии всеми возможными способами выразить уважение к оригиналу. Конечно, на определённом этапе работы были предложены и весьма радикальные решения для «оммажа» (вроде съёмки в черно-белой палитре), но они были разумно отвергнуты, хотя события всё же перенесли в 1933-й год.
Неудивительно, что при таком стремлении наиболее точно воссоздать дух классического фильма, работа над новоделом началась с предсказуемого этапа – просмотра оригинала. «Мы заставили всех его посмотреть, – рассказывал Ричард Тэйлор, совладелец и генеральный директор студии спецэффектов Weta. – Абсолютно всех. Включая 16-летних эпизодических актёров, никогда даже не слышавших о Кинг Конге. Через пять минут они попытались привыкнуть к чёрно-белой картинке и глуповатым диалогам. Ещё через пятнадцать минут не могли оторваться. Через полтора часа сидели со слезами на глазах, поражённые величием этого фильма…»
Питер Джексон очень хотел, чтобы в его картине приняла участие главная героиня фильма Купера, Фэй Рэй, но она, к сожалению, скончалась незадолго до начала съёмок. Тем не менее, её имя в «Кинг Конге» появилось – оно завершает список актрис кастинга. В качестве главной героини изначально рассматривалась Кейт Уинслет, уже работавшая с Джексоном. Но, при всех её актёрских талантах, крепкая внешность Кейт никак не вязалась с образом хрупкой блондинки, и на роль неудачливой актрисы Энн Дэрроу стали рассматривать Николь Кидман. Этим планам тоже не суждено было сбыться, и в итоге эту партию отыграла лучшая подруга Кидман – Наоми Уоттс. Актриса как раз находилась в зените славы после блестящей роли в «Малхолланд Драйве», а также благодаря участию в хитовом римейке «Звонка» и номинации на «Оскар» за лучшую женскую роль в «21 грамме». Уоттс оказалась идеальной кандидатурой, поскольку не только прекрасно играла, но и внешне выглядела достойной преемницей Фэй Рэй (её героиня даже носила ту же самую шляпку, что и Рэй в первом «Кинг Конге»).
В работе над ремейком Джексон основывал многие сцены на разработках 1933 года. Так, модели бронтозавров из первого фильма были использованы как отправные точки для создания облика новых динозавров; сцена, в которой Кинг Конг разрывает челюсть тираннозавру, также была воссоздана по старым лекалам, но наибольшее внимание Джексона вызвал другой эпизод. В оригинальном фильме присутствовала так называемая «сцена в Паучьем ущелье», в которой люди, сброшенные Конгом на дно ущелья, были убиты гигантскими насекомыми. Публика на тест-просмотрах ужаснулась, и потому столь жестокий по тем временам эпизод создатели решили вырезать. Монтажный материал, увы, не сохранился, но Джексон не опустил руки. Заполучив сценарные разработки и отдельные кадры, режиссёр по крупицам воссоздал эту сцену, которая действительно получилась на редкость жутковатой и тягостной, но не менее эффектной.
Конечно, отдавая дань классике, невозможно было обойтись без отсылок. Например, страницы сценария, которые Джек Дрисколл (Эдриен Броуди) дает Карлу Дэнему (Джек Блэк) – это настоящие страницы сценария фильма 1933 года, причём одна из копий принадлежит Питеру Джексону. Камера, которой пользуется в ремейке Карл Дэнем, использовалась при съёмках оригинала, как и музыка, которая звучит в эпизоде в театре, где актёры одеты в костюмы, повторяющие наряды обитателей острова.
Воссоздавая атмосферу Нью-Йорка 1930-х, Джексон использовал в кадре рекламные афиши Coca-Cola, Pepsodent и Chevrolet тех лет, а также плакаты «Мумии» (1932), ещё одного классического голливудского ужастика. Сам же Нью-Йорк 30-х гг. был сгенерирован на компьютере, толпу так же дорисовывали с помощью технологий, уже отработанных на «Властелине колец». В конечном итоге студия Weta Digital снова превзошла себя, создав необычайно зрелищные и реалистичные спецэффекты, в которых центральным персонажем, разумеется, выступил сам Кинг Конг. Его роль при помощи знаменитой технологии motion capture («захват движения») сыграл Энди Серкис, исполнивший заодно и маленькую роль матроса Лампи. Благодаря мимике Серкиса, тщательно изучившего поведение горилл, Кинг Конг получился невероятно живым, эмоциональным и, главное, выглядящим как настоящая живая обезьяна. Не зря Ричард Тэйлор из Weta говорил, что отказ студии снять ремейк «Кинг Конга» в 90-х в итоге сыграл только на руку, поскольку в те времена ещё не было технологий, позволивших воплотить задуманное в жизнь.
Несмотря на то что после выхода фильма в прокат всё же находились люди, упорно стоявшие на своём, мол, «классика лучше», и недовольные большим хронометражом и избытком приключений, большинство почти единогласно признало, что именно «Кинг Конга» Питера Джексона можно считать канонической постановкой в своём жанре. Фильм действительно превосходит оригинал по всем статьям – драматизму, диалогам, режиссуре, персонажам, актёрской игре и, разумеется, зрелищности.
Джексон глубже прописал завуалированную сюжетом полноценную драму не только о Красавице и Чудовище, но и о трагическом конфликте дикой необузданной природы, стремящейся к гармонии, и агрессивного цивилизованного мира, тяготеющего к варварству и жестокости. Великолепная игра Наоми Уоттс придала ещё больший драматизм происходящим событиям и, особенно, печальному финалу, который у Джексона выглядит действительно пронзительно. Спецэффекты поражают своим размахом и правдоподобием, декорации создают почти сказочную атмосферу – особенно отменным получился Остров Черепа, на котором авторы создали свой уникальный мир.
А вот в плане премий шедевр Джексона киноакадемики оценили только технически, наградив тремя «Оскарами» за визуальные эффекты, звук и монтаж звука, оставив без номинаций игру Наоми Уоттс, шикарную музыку Джеймса Ньютона Ховарда и головокружительную операторскую работу Эндрю Лесни, от невероятных кульбитов которой захватывало дух. Тем не менее, этот замечательный и невероятно красивый фильм лишний раз доказал, что отнюдь не все ремейки являются вторичными поделками и бледными копиями оригинала, и «Кинг Конг» Питера Джексона уже 10 лет остаётся наглядным примером того, как именно нужно подходить к возвращению классических сюжетов на большой экран.