Все побежали, и я побежал

Однажды кому-то пришла в голову светлая мысль – совместить в одном произведении мрачную постапокалиптику и модное веяние young adult. Так появилось новое почти беспроигрышное направление – подростковая антиутопия. Это ж золотая жила – делать кино для тинейджеров про их же ровесников, живущих в мрачном будущем. Количество штампов в этих произведениях – что в книгах, что в фильмах – стремится к бесконечности. Есть один главный герой, который чем-то особенный или просто избранный. За ним – правда или толпы последователей (тут как повезёт). Политическая система должна быть максимально неудобной и жестокой для любого нормального человека, чтобы читатель/зритель проникся к ней ненавистью. Обязательно нужна любовная линия, желательно – любовный треугольник с главным героем в центре. Смерть кого-то из близких тоже обязательна: или в начале (мотивации ради), или ближе к концу (чтобы показать страдающего героя). В конце наши, естественно, победят, прогнившая система рухнет, начнётся новый миропорядок, а иначе зачем вся эта бодяга на три книги затевалась?

За последние несколько лет таких фильмов скопилось уже порядком. Первая часть «Бегущего в лабиринте» как-то внезапно выгодно выделялась на общем фоне. Даже на фоне «Голодных игр», которые пока – самый удачный подобный проект. Нет, от штампов «Бегущий» совсем не уходил. Но чем он действительно привлекал, так это интригой. Никто – ни герои, ни тем более зрители – вообще не понимали, что происходит. Что за существа в лабиринте, что за его стенами, как тут всё работает? И кто, в конце концов, посылает каждый месяц нового человека и провизию? В чём вообще смысл ежемесячной доставки человека?

Всё было сделано хоть и наивно местами, но стильно. Со всеми изменениями лабиринта, числовыми загадками, страшными звуками из-за стен и теневой организацией вовне «Бегущий в лабиринте» замахивался на таких монстров интриги, как «Куб» и «Остаться в живых». До них, разумеется, фильм явно не дотягивал, но заинтересовывал с первых кадров и держал в неведении и напряжении до финальных титров.

А вторая часть аккуратно покатилась по наклонной вниз. Интрига свелась к минимуму, действия героев стали сумбурными, решения – невнятными, экшен-сцены – скомканными. Да, сюжетный твист порадовал, пейзажи остались стильными, а персонажи – симпатичными, но всех огрехов фильма это явно не покрыло. От оригинальной книги фильм отошёл, предложив взамен рядовой блокбастер.

«Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти» продолжил тенденции сиквела. К чёрту загадки и оригинальные сюжетные решения! Пусть все просто много бегают и стреляют, а в промежутках немного говорят. Что говорят? Неважно, всё равно герои теперь только по внешности отличаются.

И это не преувеличение: характеры персонажей, которые так аккуратно создавались в первой (и совсем чуть-чуть во второй) частях, просто стёрты. Вот главный герой: он вроде бы лидер и, конечно же, Особенный. Вот его лучший друг: он высокий и тощий и иногда говорит что-то «мудрое». Вот ещё один друг: он азиат и быстро бегает. Вот антагонист: он отлавливает особенных подростков и он злой и нехороший.

Не стали распинаться и насчёт отношений. Вот бывшая девушка: она – предатель, но всё ещё любит (наверное). А вот потенциально новая девушка: она периодически бросает заинтересованные взгляды и классно водит тачку. Всё. Зачем что-то ещё показывать: мы сами должны догадаться, что на душе у Томаса кошки скребут от невозможности выбрать. Мотивы действий тоже не особо проговариваются. Вот гадёныш, который в первой части кое-кого грохнул и вообще был придурком, но сейчас вдруг перешёл на светлую сторону, и все смело ему доверяют.

Ну и совсем махнули рукой создатели во главе с режиссёром Уэсом Боллом на объяснения происходящих событий. Почему считавшийся погибшим парень вдруг живой и прекрасно себя чувствует? Как всё ещё жив чувак, у которого уже сгнило пол-лица? Что стало с городом? И что, чёрт возьми, делает Томаса таким особенным, чего нет у остальных его коллег по Лабиринту? И да, всё ещё актуален вопрос «что тут происходит?». Вот только нет уже ни интриги, ни загадок – есть лишь куцый сюжет, в котором фразы, длиннее семи слов, встречаются только в пафосных речах.

А ещё заключительный «Бегущий в лабиринте» ужасно скучный. Он провальный и как экшен – в последние 40 минут фильм превращается в бесконечные и монотонные побегушки-стрелялки, – и как зомби-апокалипсис, для которого тут слишком мало зомби. Да и не больно-то они активны, только бегают быстро. Отсутствие же собственной концепции мертвяков приводит к тому, что создатели повторяют уже знакомые фишки из ранее вышедших фильмов (так, сцена в тоннеле сильно напоминает подобную из «28 дней спустя»). А нарисованные будто мелом на асфальте персонажи совершенно не вызывают сочувствия даже под конец, когда погибают два ключевых героя. Ты думаешь лишь: «Ясно, погнали дальше».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here