Беги, Арни, беги
Сюжет разворачивается в 2017 году (символично?) и представляет собой классическую антиутопию. Перед нами тоталитарное общество незавидного американского будущего, построенное на цензуре, подчинении, классовом расслоении и всеобщей ненависти (Маркса на них нет!). Любимым развлечением ожесточённых масс отныне стали беспощадные телеигры, в огромном количестве транслируемые по общедоступному и бесплатному телевидению.
Смысл «Бегущего человека» прост: участник этой игры, как правило, заключённый, должен в течение месяца скрываться от постоянно преследующих его профессиональных убийц (охотников). Если игрок всё же не будет убит, он получает суперприз – долгожданную свободу. Проблема лишь в том, что всё шоу – не более чем подстава для участника, и живым из него пока не выходил никто.
После выхода «Бегущего человека» многие критики обратили внимание на некоторые отличия картины от книги Стивена Кинга и отметили сходство творения режиссёра Пола Майкла Глейзера с фильмом Ива Буассе «Цена риска». Но, во-первых, фильм Буассе, как и книга Кинга, основаны на повести Роберта Шекли «Премия за риск». А, во-вторых, расхождения экранизации Глейзера с первоисточником не столь принципиальны, как кажутся на первый взгляд.
В книге Бен Ричардс становится участником телеигры, чтобы раздобыть денег на лечение для больной дочери, в фильме – это офицер полиции вне закона, отказавшийся выполнить приказ расстрелять с вертолёта участников голодного бунта в Калифорнии (ну Шварценеггер же!). Для него участие в игре – единственный способ обрести свободу и поквитаться с высокопоставленными обидчиками. Идея Глейзера ясна: бывшему военному спецу с внешностью Арнольда Шварценеггера гораздо легче разобраться с недругами всех мастей, чем страдающему отцу. Да и зрителю в это поверить гораздо проще.
Глейзер также «выкинул» из книги Кинга лишние, по его мнению, монологи и описания, оставив зрителям постепенно ускоряющееся действие (вот герой устраивает побег, вот захватывает пленницу, а вот он уже участник шоу). Сочно снятые драки и погони на фоне футуристических декораций не дают заскучать при просмотре.
Любовная линия, практически полностью отсутствующая у Кинга, подана Глейзером в лучших традициях «от ненависти до любви». Случайная пленница Бена, певица Эмбер Мендес в исполнении Марии Кончиты Алонсо, сначала выдаёт его правосудию, а затем, попав на шоу и уверившись в лицемерии властей, становится на сторону Бена. Совет да любовь.
Единственное существенное различие – совершенно разные по настрою финалы книги и фильма. В книге в конце Бен жертвует собой во имя справедливости, а в фильме – традиционный голливудский хэппи-энд с целующимися в прямом эфире героями под аплодисменты подобревших зрителей. Но, удивительное дело, придираться к этой явной «сахарной вольности» режиссёра совершенно не хочется. «Бегущий человек» смотрится на одном дыхании, а счастливый конец даёт, наконец, выдохнуть и порадоваться за героев.
В нашу эпоху стилизованных и огламуренных подростковых антиутопий про «избранных» девочек от «Голодных игр» до «Дивергента» «Бегущий человек» может доставить настоящее удовольствие ценителям фантастики, снятой в лучших традициях классического «мужского» боевика 80-х. Главное отличие «Бегущего человека» от вышеупомянутых фильмов – это, как ни странно, честное отношение к зрителю и выстраивание сюжета вокруг вполне обычного героя, лишённого всякого ореола «избранности». Да, Бен Ричардс, в конце концов, восстанавливает справедливость, а заодно и своё честное имя, но не потому, что он «избранный», а потому что иначе никак. Герой Шварценеггера не пытается произносить пафосные монологи и «воспламенять» сердца на бунт, он просто делает то, что считает нужным для спасения себя и своих близких. Простота и ирония – вот что отличает творение Глейзера от общей массы новомодных и сверкающих как блестящий фантик антиутопий начала 21 века.
И пускай многие спецэффекты «Бегущего человека» устарели (в конце концов, мир будущего из мигающих ламп и пара не так уж плох), а злодей с бензопилой, идущий на будущего губернатора Калифорнии смотрится совсем не страшно, а скорее смешно, да и общая стилистика фильма отдаёт диско 80-х (чего только стоит яркое трико участников игр) – всё это не играет никакой роли. Неунывающая харизма Арни, который в разгар игр произносит свою коронную фразу «I’ll be back», заставляет с неподдельным интересом следить за судьбой его героя Бена.