Под куполом
Жизнь Тома (Майкл Шеннон) складывается вполне благополучно. У него есть красавица-жена Рамина (Азита Ганизада), близкие, на которых можно положиться, и любимая работа. Но когда он собирает дома друзей по случаю своего дня рождения, а среди них оказывается таинственная незнакомка Элис (Рэйчел Вайс), что-то неуловимо меняется. Угадывая в женщине свою потерянную давным-давно любовь, Том бросается за ней в погоню.
Фильм Джошуа Марстона как нельзя лучше подходит под определение авторского кино. Впрочем, авторы бывают разные. Лауреат Берлинского кинофестиваля за «Благословенную Марию» и «Прощение крови» явно тяготеет к претенциозному экзистенциональному слогу. Это вдвойне странно, так как предыдущие проекты уроженца Лос-Анджелеса не отличались витиеватым языком и завуалированным смыслом. Причудливость работы проявляется прежде всего в сценарии – в нём много размышлений и почти отсутствует действие.
Под стать режиссуре операторская работа. Камера часто фокусируется не на актёрах, а на, казалось бы, второстепенных деталях: кирпичных стенах домов, пыльных книжных полках, обветшалом карнизе. Подобный приём был бы оправдан, если бы сюжетно история трогала или интриговала. Однако интерес возбуждается лишь в первой половине, когда нам интересно, кто такая Элис, что ей движет или почему Тома к ней тянет. До любых ответов, разумеется, придётся доходить самостоятельно.
Неспешный, медитативный ритм не меняется до самого конца. Лишь немного всколыхнёт заскучавшего зрителя встреча Тома и Элис с пожилой семейной парой (Дэнни Главер и Кэти Бэйтс). В них мужчина и женщина могут увидеть себя и сделать важные выводы. Сцены с их участием – одни из лучших в «Бегущей от реальности». В разговоре с ними Том понимает, что тоже устал быть собой. Он хочет попробовать что-то новое, начать жизнь с чистого листа. Элис – женщина из ниоткуда – может помочь ему в этом. Но их союз не может быть долговечным. Проблемы выбора и самосознания – вероятно, самые сложные проблемы в жизни каждого из нас. И решать их по Марстону каждый должен в одиночестве.
Авторы как бы воскрешают на экране визуальные образы исследований Иммануила Канта и Жан-Поль Сартра. Но неподготовленному зрителю, кажется, это будет неинтересно, а подготовленный фыркнет от дурновкусия драматургов. Но не всё так просто: стать кем-то иным, не потеряв при этом себя – невозможно. Это нужно принять так, как мы принимаем то, что солнце каждое утро встаёт на востоке, а садится на западе.
Зато бесподобны и Майкл Шеннон, и Рэйчел Вайс в рамках заданных образов. Первый удивляет своим выбором – кажется, американец не привык играть настолько ординарных (по крайней мере внешне) личностей. Вторая лишь подтверждает свой высокой класс. Беда в том, что их герои – объёмные и живые – не стоят ничего, когда история упирается в тупик и осознаёт, что ей больше нечего предложить зрителю.
Глубокомысленные вопросы бытия и самоидентификации должны были становиться не самоцелью постановщика, а средством развития характеров главных персонажей. Когда антисюжет Марстона и со-сценариста проекта, дебютанта Джулиана Шеппарда, уводит в дебри подсознания, магия рушится, а вывод кажется простым и незатейливым: в этой жизни достаточно просто быть собой, какие бы обстоятельства этому ни мешали.
Вердикт: Замысловатая драма о поиске себя и нереализованных возможностях, чрезмерно наполненная метафорами, рвущаяся из тесных жанровых конвенций, ближе к финалу едва не разваливающаяся на куски.
5 |
8 |
5 |