Предприимчивый делец

Франция, 1950-е годы. Мелкий мошенник Нок (Омар Си) скрывается от неприятелей, выдавая себя за помощника фельдшера. Спустя пять лет он приезжает в небольшой провинциальный городок Сен-Морис, где становится главным и единственным врачом в округе. Деловая хватка и беспринципность позволяют Ноку в сжатые сроки завоевать расположение горожан и приумножить своё состояние. Но когда из ниоткуда возникают тени прошлого, судьба доктора оказывается под угрозой.

«Афера доктора Нока» снята по известной пьесе Жюля Ромена «Нок, или Торжество медицины», и театральная природа постановки чувствуется. Сен-Морис – иллюзорная копия мира, персонажей слишком много для двухчасового фильма, а самой истории недостаёт кинематографической образности и метафоричности. С другой стороны, наличие сильного первоисточника и верность формальным канонам классицистской драматургии с их единством времени, места и действия, идёт картине на пользу. Когда Нок влюбляется в девушку по имени Адель (Ана Жирардо), и вслед за его тёмной стороной зрителю открывается и сторона светлая, повествование становится увлекательнее, а герой в исполнении как всегда впечатляющего Омара Си – живым и объёмным.

Адаптированная для большого экрана женщиной-режиссёром Лоррэйн Леви история – сатира на гильдию маркетологов, которая, по утверждению Ромена, является организацией мошеннической. Когда в попытке разбогатеть человек пускается во все тяжкие и легко идёт на сделки с совестью, его сложно назвать достойным и заслуживающим уважения. Пьеса изобличала пороки общества, попутно изучая подноготную главного героя, живописуя будни маленького, но уютного французского городка. Содержательно фильм не слишком отступает от театрального представления. Колоритные персонажи в исполнении Алекса Лутса («Пришельцы 3: Взятие Бастилии»), Мишеля Вюйермоза («Полночь в Париже», «Сирано де Бержерак»), Рюфюса («Амели», «Долгая помолвка») и других отлично вписываются в беззаботную атмосферу Сен-Мориса, а ненавязчивый, традиционный французский юмор придаёт повествованию лёгкости.

Беда в том, что Нок в пьесе и фильме представлен по-разному. Это всё ещё расчётливый, корыстный эгоист, но отношение Леви к нему совсем иное, чем отношение Ромена. Драматург изобразил своего героя лживым льстецом, скорее антигероем, чем положительным персонажем с двойным дном. Режиссёр же словно бы испытывает симпатии к злодейской по сути своей натуре Нока, находя оправдания возмутительным поступкам доктора. А эпилог, сводящий все концы воедино, выглядит очень странно и не вытекает из логики происходящего. Это как если бы биографическая лента о Гитлере и нацистской Германии заканчивалась хэппи-эндом: добравшаяся до Фюрербункера советская армия аплодируют немецкому лидеру, всячески его поощряя – пусть на совести рейхсканцлера тысячи человеческих жизней, зато он отлично готовит шморбратен, да и вообще просто душка!

Нетрудно заметить, что приключения Нока отлично рифмуются с современными российскими реалиями в области платной медицины. Когда главное для служителей Гиппократа не люди, а болезни, которые во что бы то ни стало надо отыскать в любом и каждом, едва ли можно ждать уважения к врачевателям нового времени. Чем больше больных, тем толще бумажник – такое нехитрое правило действительно может работать в жизни, но требует какой-либо интерпретации в кино. Однако аллюзии на этом заканчиваются: внезапно трансформирующая в финальной трети в трагедию история делает из неоднозначного персонажа Си настоящего рыцаря без страха и упрёка, а обманутую им толпу представляет в невыгодном свете, оставляя от произведения Леви странное послевкусие.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here