Согласно законодательству, глухонемые люди считаются инвалидами. Однако то, что в реальной жизни воспринимается как физический недостаток – в пространстве кинематографа может стать символом уникальности и даже – некой избранности.
Мир глухонемых людей – это особый мир, к которому кинематограф обращался не раз. Среди недавних картин следует отметить «Страну глухих» В. Тодоровского, одну из новелл «Шапито-шоу» С. Лобана и изрядно нашумевшую – несмотря на полное отсутствие в картине сказанных вслух слов – работу М. Слабошпицкого «Племя». Эти фильмы по-разному эксплуатируют тему глухонемоты. Но общим остаётся одно: простому человеку доступ в это мир закрыт…
Однако именно с «физического» проникновения в этот мир начинается картина Рэнды Хейнс «Дети тишины». Молодой и амбициозный учитель Джеймс Лидс (Уильям Херт) приезжает в закрытую школу для глухонемых детей. Он преподает речь – то есть с помощью специальных методик учит глухонемых детей разговаривать и читать по губам.
После первых минут картины ожидаешь увидеть историю про самоотверженного учителя со странностями, который хочет сделать из глухонемых детей полноценных членов общества. Но сюжет делает неожиданный поворот, когда Лидс знакомится с Сарой (Марли Мэтлин) – своенравной глухонемой девушкой. В прошлом Сара была одной из лучших учениц школы, а сейчас работает в ней же уборщицей.
Яркий темперамент Сары, её поразительное умение с помощью жестов выразить то, что многие не могут сказать словами – всё это вступает в противоречие с её скромными обязанностями и нежеланием покидать пределы школы. Лидс всячески хочет наставить девушку на путь истинный – и научить её говорить без использования языка жестов.
Кажется, что дальше история будет развиваться следующим образом: Сара под присмотром нового наставника будет учиться говорить, а затем – благодарно влюбится в своего учителя. Однако вопреки ожиданиям, любовная страсть в этой картине рождаются из острого противоречия: Лидс страстно хочет заставить Сару говорить, а Сара не менее страстно отстаивает своё право на молчание. На протяжении всей картины Лидс борется с этим «молчаливым» протестом Сары, пытаясь проникнуть в «духовный» мир глухонемых…
«Дети тишины» стала первой полнометражной работой Рэнды Хейнс, раньше работавшей на телевидении. Картина снята не по оригинальному сценарию – её основу составляет одноимённая пьеса Марка Мидоффа. Именно в этой пьесе в начале своей карьеры играла исполнительница главной роли – Марли Мэтлин. За роль Сары в киноверсии «Детей тишины» актриса получила «Оскар», став единственной в мире …глухонемой актрисой, удостоенной этой премии.
Да, Мэтлин – как и её героиня Сара – глухонемая. Возможно, именно поэтому её персонаж получился таким реальным – и таким сильным. В интервью Мэтлин часто говорила о том, что во многом была похожа на Сару: их объединял дух протеста и злость, которая служила своеобразной защитой.
Именно эту защиту и пытается «пробить» герой Уильяма Херта. Несмотря на то, что фильм – про немых, снят он не для немых. Картина показана от лица Лидса: зритель имеет возможность слышать всё происходящее, а сам герой озвучивает то, что языком жестов произносит Сара.
Постепенно он превращается в её голос, а она – в молчаливую почти-что-вещь. Она становится его Галатеей, а её нежелание говорить превращается в вызов. Но Лидс не хочет понимать главного: глухота Сары – это не её недостаток. Это её достоинство.
В связи с этим очень интересно решена сцена первого поцелуя. Обнажённая Сара плавает в бассейне, а Лидс подходит к краю и говорит ей, что она – самая красивая и самая упрямая девушка, которую он встречал. После этого он падает в бассейн, как будто невидимая сила влечёт его туда. Невольно вспоминаются мифические сирены – но если они заманивали мужчин своими голосами, то Сара – своим молчанием.
Лидс всё-таки пробивает «молчаливую оборону» Сары – но пробивает агрессивно, по-мужски. И в ответ глухонемая Сара …начинает истошно кричать. Этот крик становится одним из самых сильных – и самых страшных моментов фильма. Как преподаватель, Лидс одерживает победу. Но – как человек – понимает её цену.
Формально «Дети тишины» – это картина о любви мужчины к глухонемой девушке. Однако в первую очередь это картина об умении уважать другого человека и не пытаться изменить его против его же воли. По сути, глухота Сары – это некая крайность той «непохожести», которая мешает людям быть вместе. И главное высказывание этого фильма в том, что слова «Я люблю тебя!» одинаковы важны, как бы они ни были произнесены: губами или жестами.