Give me a kiss before you leave me
And my imagination will feed my hungry heart
Louis Armstrong
Режиссер Ксавье Долан предлагает нам в очередной раз подумать о вечном вместе с персонажами фильма «Воображаемая любовь». Мудрый не по годам канадский самородок размышляет о любви; о том, что мы на самом деле любим, что мы ищем и что находим.
Сама история незамысловата, очень понятна и близка. Она рассказана красиво, поэтично. Она сопровождается метко подобранной музыкой и перемежается с другими историями, замечательными, на мой вкус, монологами влюблённых, разочарованных в любви, но не теряющих надежду молодых людей и девушек. У каждого – своя любовь…
Проведите своё небольшое исследование: попросите друзей и знакомых дать определение слову «любовь», и вы будете поражены разнообразием вариантов, и, скорее всего, не найдете тождественных.
Про что кино?
Близкие друзья, Мари и Франсис, встречают на вечеринке Николя. Он хорош собой, у него томный, многообещающий взгляд. И этого оказывается достаточно, чтобы оба героя тут же в него влюбились, положив начало холодной войне друг с другом.
Николя, кажется, забавляет и развлекает подобная игра: он как будто намеренно стравливает Мари и Франсиса до тех пор, пока их борьба за его внимание и благосклонность не перерастает в настоящую схватку. Отныне он теряет к ним всякий интерес. Между тем, их интерес к нему лишь подогревается.
Измученный переживаниями Франсис признается ему в любви, на что Николя возмущённо заявляет: «Как ты мог подумать, что я – гей!?»
Мари оказывается не такой смелой. В импульсивном порыве девушка отправляет Николя письмо со стихотворением Гастона Мирона о любви, и когда она случайным образом встречает Николя на улице, то рассказывает ему историю о том, что перепутала письма, и что на самом деле хотела отправить ему статью с литературным обзором. Он говорит ей, что спешит, что оставил дома кое-что на огне, разворачивается и уходит. В этот момент она понимает, что должна признаться, что это – последний шанс, и если ты рискнёшь им воспользоваться, то с чистой совестью сможешь сказать себе: я сделала всё, что могла.
– А что бы ты сказал, если бы я прислала это стихотворение тебе? – спрашивает Мари.
– Я бы сказал, что оставил кое-что дома на огне, – очень спокойно и уверенно отвечает Николя. Мари стоит на улице, продолжая вежливо улыбаться.
Образы, рождённые воображением, становятся абсолютно реальными для каждого из нас. Герои испытывают настоящие чувства, они страдают, ждут благосклонности и терзаются сомнениями.
Бог есть любовь
Столетия назад люди ожидали счастья с небес. Христианское счастье – вечное блаженство в объятиях Бога. Его почитали, боялись и, конечно же, любили. Любили самозабвенно, страстно. Иные готовы были принести любые жертвы во имя веры, ибо знали, что если веруешь, то обретёшь счастье – бесконечный покой. Бог был тем судьёй, который мог даровать это счастье, поэтому его неистово любили. Всем свойственно стремление к счастью. Возможно, этот опыт, копившийся веками, мы невольно переносим на все другие, мирские, отношения? И того, кто в нашем представлении способен привести к счастью, мы любим так же фанатично, как некогда любили Бога?
Я сам обманываться рад
«Это только образ – тот, кого ты любишь. Ты любишь гораздо больше этот образ, чем самого человека. Ты любишь его, когда между вами – расстояние, но когда расстояния больше нет, когда между вами больше нет океана, который нужно пересечь, чтобы увидеться, и достаточно всего лишь пройти из одной комнаты в другую… всё кончено…»
Монолог Magalie Lepine Blondeau
из фильма «Воображаемая любовь»
Герои влюбляются, скорее, в идею любви, воплощённую в ангелоподобном Николя, чем в него самого. Оба как будто ослеплены и не пытаются по-настоящему увидеть за идеей самого человека. Между тем, Нико – самый обыкновенный провинциал, довольно безвкусный и заурядный. Но эти золотистые кудри, и этот лукавый взгляд, конечно же, делают своё дело. Восприятие любого объекта или явления всегда начинается с ощущения, простейшего психического процесса – отражения отдельных свойств наблюдаемого. Если от общения с человеком возникают приятные ощущения, то мы уже сознательно обращаем на него более пристальное внимание, как бы пропуская его через некий внутренний сканер. В психологии этот сканер называется апперцепция. То есть, восприятие предметов и явлений внешнего мира обусловлено особенностями содержания внутренней психической жизни воспринимающего. Стало быть, для Мари и Франсиса внешний облик и манера поведения Нико совпали с тем, что в их психике определено как «объект любви и восхищения».
Франсис делает зарубки в своей ванной комнате, отмечая каждый раз, когда ему отказали. Зарубок накопилось изрядно… Он так отчаянно желает близости, что, встречая мало-мальски привлекательного парня, тут же пририсовывает ему черты своего идеального избранника, он как бы придумывает его для себя, игнорируя данность. Сделать это довольно просто. Сталкиваясь с человеком впервые, мы знаем о нём очень мало, но даже самая малость может быстро обрасти невероятным количеством добродетелей, которыми мы с наивной радостью наделяем своих возлюбленных.
Не потому ли говорят, что любовь слепа?
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад.
(А.С. Пушкин)
Спустя время покровы таинственности неизбежно падают, обнажая то, что мы так упорно не хотели видеть. Когда мы это обнаруживаем, разочарованию нет предела.
Почему же мы не желаем всматриваться?
Специфика современной жизни такова, что всё происходит очень быстро: быстро готовится еда, добывается информация, завязываются знакомства; мы можем быстро преодолеть любое расстояние; отправить фотографию или видеоролик – дело нескольких секунд. Мы привыкли жить на безумных скоростях и ожидаем получить желаемое как можно быстрее. Может быть, мы привыкли спешить?
Есть у нас и другая привычка – потреблять. Уж не воспринимаем ли мы отношения как упаковку быстрорастворимой лапши, способной удовлетворить сиюминутный голод? Аналогия довольно грубая, но вы же понимаете, о чём я?
Эрих Фромм писал: «Многие имеют превратное представление о любви. Любовь не сваливается на нас неизвестно откуда в один прекрасный день. В действительности, любовь – это развитая способность общения и своего рода искусство. Истинная любовь не тождественна сексуальной близости, слепому обожанию или «владению» другим человеком. Она свободна, равноправна, сопряжена с душевной работой».
Готовы ли мы к длительной и кропотливой душевной работе? Если нет, то, может быть, стоит всерьёз об этом задуматься?
Итак, читаем Фромма, смотрим Долана и много думаем о любви.