Эффектная, томная и загадочная бизнес-леди Эммануэль (Ноэми Мерлан) приезжает в Гонконг, чтобы провести оценку качества сервиса и менеджмента роскошного люксового отеля «Роузфилд». Гостиницей руководит предприимчивая Марго Парсонс (Наоми Уоттс), которую Эммануэль должна «подсидеть» – найти вескую причину для увольнения, – потому что начальство желает от той избавиться.
Ища компромат, Эммануэль не забывает и о своих удовольствиях, поэтому чередует профессиональную деятельность с чувственными наслаждениями. Несмотря на то, среди работников и гостей «Роузфилда» она встречает многих потенциальных секс-партнёров, наибольшее внимание Эммануэль захватывает энигматичный Кэй (Уилл Шарп).
Фильм Жюста Жакена «Эммануэль» (1974) с Сильвией Кристель в главной роли буквально взорвал европейские кинотеатры и перевернул представление зрителей об эротическом кино. А в Советском Союзе за его просмотр и вовсе можно было «уехать» по 228 статье УК РСФСР (изготовление, распространение и хранение порнографии).
В основу картины были положены похождения главной героини серии книг писательницы Эммануэль Арсан, которые, по сути, являли собой лишь сборник разнообразных сексуальных фантазий. Хотя слог Арсан местами не так уж плох и даже вполне выразителен, из подобной истории на экране могло получиться только одно: красивое эротическое действо без каких-либо потуг на серьёзную драму и
глубинные смыслы.
Фильм Жакена, по сути, таким и был – глянцевой секс-открыткой, якобы призванной исследовать женскую чувственность, но по факту работающей исключительно на поле зрительской похоти, хотя и не прибегающей к порнографической откровенности. Оригинальная картина породила множество продолжений и подражаний, отчего Эммануэль со временем окончательно превратилась из секс-исследовательницы в клишированную героиню третьесортного порнофильма.
Видимо, деятели французского киноискусства решили её реабилитировать, потому что новый проект задумывался не как ремейк, а, скорее, переосмысление произведений Арсан. А Одри Диван, чей фестивальный хит «Событие» стал настоящим триумфатором Венецианского кинофестиваля, сочли идеальной кандидатурой на пост режиссёра.
Но вышло, увы, наоборот: Диван, которую интересуют вопросы женской эмансипации, равноправия и прочих феминистских идеалов, истрактовала сюжет о сексуально раскрепощённой Эммануэль в очень странном ключе.
По утверждению самой постановщицы, запечатлевать порнографию вовсе не было её первоначальной целью. «Я не видела оригинальный фильм целиком. Меня ещё не было на свете, когда он вышел. Историю я открыла для себя из романа. Когда мои продюсеры вручили мне книгу, я сочла её интересной, но изначально не собиралась адаптировать. Забавно, что читать роман я начала в самолёте и люди на меня тоже смотрели забавно. [Пикантные первые сцены истории происходят в самолёте.]
Я начала задумываться о том, где сегодня присутствует эротизм в нашем обществе и как мы должны бороться с печальной идеей порнографии. Эротизм – это другое: он связан с идеей красоты, чувственности, это то, что вы показываете и что скрываете».
Задача перед Диван стояла не из лёгких: выставить героиню не очередной версией Саманты из «Секса в большом городе», а представить её той, кого видела Арсан – своего рода исследовательницей.
Поскольку превращать Эммануэль в похотливую нимфоманку Диван не собиралась, корпоративные интриги теперь интересуют героиню больше, чем поиски горячих партнёров на ближайший вечер. Идея, конечно, благородная, но работать она отказывается напрочь, поскольку система координат Эммануэль Арсан не предполагает дополнительных смыслов, а лишь помещает страдающую промискуитетом красивую богачку в разнообразные экзотические локации со всеми вытекающими.
Именно здесь кино начинает застревать между драмой, феминистским манифестом и глянцево-бессмысленной эротикой. Это классические лебедь, рак и щука, которые, как известно, так и не сумели сдвинуть повозку с места.
Звезда «Портрета девушки в огне» Ноэми Мерлан внешне очень подходит под новый образ Эммануэль в понимании Диван. Она не только красива и готова к откровенным эпизодам, но и обладает статью, интеллигентностью и особым шармом, свойственным актрисам 30-х годов прошлого века.
Опять же, стремление облагородить героиню похвально, но книжная Эммануэль в этом образе всё равно побеждает, поскольку её основной функцией всегда было не отстаивание идеалов феминизма, а бесконечный поиск половых партнёров и разнообразные сексуальные практики. Диван же постоянно ограничивает Эммануэль в свободе поступков, заставляет быть холодной, до скованности сдержанной, чем добивается неожиданного эффекта: героиня напрочь теряет природную гиперчувственность и приобретает стервозную фригидность.
При всей драматургической слабости и прочих недостатках фильма 50-летней давности его выгодно отличали особая лёгкость, свобода, жизнелюбие и даже игривость, за что отвечал знаменитый саундтрек Пьера Башле.
«Эммануэль» Одри Диван этого лишена: заперев героиню в стильных, но безжизненных и мрачных лабиринтах роскошного отеля, постановщица уничтожила атмосферу сладострастного предвкушения новых плотских удовольствий, свойственной этой истории. Кажется, будто новую Эммануэль не то что не влечёт к бесконечным экспериментам и опасным связям. Она совершает свои действия как робот, словно на автомате, без малейшего огонька и даже без желания, меланхолично задирая юбку перед очередным случайным партнёром.
Реалии нового века сложились так, что теперь в коммерческом кино правила секса стали диктовать приснопамятные «Пятьдесят оттенков серого». Точнее, заданный ими стиль, представляющий собой невообразимое сочетание претензии на скандальность и раскованность с почти пуританским ханжеством. Согласно этим негласным предписаниям, актёры занимают красивые позы, отлично выглядят в кадре на фоне изысканного сеттинга, обнажаются строго согласно контракту, но никогда не переступают черту дозволенного, чтобы фильму не дай бог не присвоили рейтинг X.
Для эротического кино в новой «Эммануэль» минимальное количество эротических сцен. Но сняты они строго согласно вышеуказанному алгоритму и не вызывают ничего, кроме смертельной скуки, а уж на некоторых эпизодах можно даже невольно хихикнуть.
Изучение закулисных интриг отельного бизнеса точно так же погружает в сон, герои картонные и одномерные, а в их вялом флирте нет ни страсти, ни огня, ни желания.
Можно только пожалеть бедняжку Наоми Уоттс, поскольку поздняя фильмография номинантки «Оскара» пополнилась ещё одной безликой ролью в провальном проекте, потому что, в отличие от «События» Одри Диван, новая «Эммануэль» событием не станет.