Проникновение Tetris на западные рынки – один из самых удивительных сюжетов за всю историю игровой индустрии. О перипетиях проблемных контрактов и многократной перепродаже прав на (скорее всего) самую продаваемую игру в мире можно прочесть, например, в «Game Over. Как Nintendo завоевала мир» Дэвида Шеффа. Если вы увлекаетесь предметом, то это, конечно, безумно интересно. Но когда речь заходит об интерпретации истории в рамках художественного фильма, то можно понять, почему «Тетрис» под руководством Джона С. Бейрда («Грязь») оказался куда более драматичной версией событий.

Голландец Хэнк Роджерс, в прошлом разработчик видеоигр, – не слишком удачливый предприниматель. Увидев на выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе Tetris российского программиста Алексея Пажитнова, он тут же загорается идеей приобрести права на дистрибуцию игры везде, где ещё можно. Он сталкивается с тонной проблем, но ему таки удаётся сначала договориться с королями индустрии в лице Nintendo в Японии, а потом, ради сделки с создателем игры, отправиться в СССР, где следят за каждым его шагом. Тем временем конкуренты в лице Mirrorsoft также пытаются заполучить права на распространение игры в перспективном мире портативных систем.

Фильм близок к реальности отдельными деталями. Вся та безумная перипетия с изначально приобретёнными правами может звучать как выдумка, но на деле вполне соответствует правде. Да и отдельные зарисовки вроде предложения Хэнка сделать Tetris стартовой игрой на Game Boy или то, что первым же делом в Советской России его обвиняют в пиратстве, тоже взяты из жизни.

Тетрис

А вот показ Москвы конца восьмидесятых, особенно в лице вымышленных, но важных для сюжета крайне карикатурного и злобного кагэбэшника (Игорь Грабузов) и переводчицы (Софья Лебедева), может начисто сломать восприятие. Но как, согласно психологии, мы управляем своим отношением к произошедшему, а не самим произошедшим, так и тут можно рассмотреть, с каким намерением авторы включили элементы, как вы бы ни относились к тому времени, излишней демонизации спецслужб. Тем более в вопросе истории о правах на видеоигру.

Известно, что сам Хэнк Роджерс, выступивший исполнительным продюсером фильма, читал сценарий и его правки об аутентичности происходящего создатели брали на заметку, но в более творческих решениях настаивали на своём. При этом им было важно передать всю ту нервозность, которую Хэнк в нашей стране, вполне объяснимо, ощущал. Это был конец эпохи, и общие темы открытия «Тетриса» миру и раскрепощения СССР откликаются в находившихся по ту сторону «железного занавеса» авторах картины.

Тетрис

В плане таких деталей кино порой превращается в ненамеренную комедию. Например, во время финальной погони (появлению которой ничего особо не предвещало) и вовсе кажется, что смотришь фанфик с историческими персонажами. Но это не обязательно плохо. В конце концов, вместе с триллерными элементами, создающими интригу уровня «как они выкарабкаются» даже для тех, кто знаком с реальной историей, тут есть и комедия вполне сознательная.

Авторы сумели создать вызывающих сильные эмоции персонажей и заворожить аудиовизуальным рядом. Находящиеся на советском рэйве Роджерс и Пажитнов приглашают в пляс и зрителя, а негодяи из Mirrorsoft дают прикурить и КГБ в плане вызываемой намеренной ненависти. Порой для экспозиции используется насыщенная яркими цветами пиксельная графика, сама по себе не слишком подходящая для видеоигр тех времён. Но зато она здорово помогает восприятию истории и сама по себе продумана вплоть до того, что на снятом «рыбьим глазом» кадре пиксели соответствующе искажаются.

Тетрис

Сделать из автора игры Алексея Пажитнова (Никита Ефремов) куда более трагическую и активную фигуру в этой истории – тоже не слишком близкая к правде идея. Но в рамках художественного фильма вполне оправдана.

В целом актёры подобраны идеально (и русских играют русские), а к жонглированию языками в плане русской речи практически не придраться. При этом наименее очевидным выбором выглядит валлиец с английскими корнями Тэрон Эджертон, играющий голландца с индонезийским происхождением. Зато Эджертон со своими роскошными усищами так давит харизмой, что ему невозможно сопротивляться.

В плане музыки «Тетрис» вышел особенно удачным. И дело не только в разнообразных композициях Лорна Бэлфа, но и в подборе песен. Тут и переработки мелодий самой игры, популяризированные версией на Game Boy, и проверенные хиты. Одно то, что тут есть версия Holding Out For A Hero и на японском, и на русском, уже впечатляет.

Тетрис

Есть и немного специфические, но уж больно приятные сердцу мелочи. Скажем, одну из второстепенных ролей в истории играет представитель Nintendo of America Говард Линкольн. Человек легендарный и одиозный одновременно, он в том числе известен тем, как в судебном разбирательстве о насилии в видеоиграх давил на конкурентов всеми способами, прикрываясь семейной репутацией своей компании. Мало того, что его играет идеально подошедший на роль Бен Майлз, но и сам персонаж яркий и смелый, не стесняющийся бранных выражений. Это вызывает особенный восторг – словно удаётся заглянуть за кулисы любимого шоу, куда просто так не попадёшь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here