Молодой режиссёр и сценарист Станислав Шелестов, обладатель международных наград, рассказал нам, как проходили съёмки его фестивального хита «Да, дорогая!», что он считает важным при создании фильмов и как подбирает актёров, а также – насколько сложно работать с VR (и правда ли этот формат – будущее кинематографа).
– Станислав, расскажите немного о себе. Как вы пришли в режиссуру?
– Сколько себя помню, я всегда любил кино, мог смотреть по 3-4 фильма в день, сбегал с уроков в кинотеатр, мог легко сказать, в каком году та или иная картина была снята, кто в ней снимался и кто режиссёр. С возрастом появилось желание не только смотреть, но и снимать самому, рассказывать свои истории. Это такое внутреннее ощущение, что тебе есть что сказать и ты точно знаешь, как это должно выглядеть. Я считаю, что режиссёр должен «настояться» как человек, наполниться жизненным опытом, чтобы его голос звучал небанально и убедительно.
– Ваш последний короткий метр «Да, дорогая!» признали лучшим на фестивалях в Нью-Йорке, Милане и Флоренции. В двух словах – о чём фильм?
– О том, что люди, которых мы, казалось бы, хорошо знаем, оказываются способны на самые ужасные поступки, при этом полностью оправдывая себя в своих глазах.
– Хотя в первую очередь это бытовая драма о последствиях домашнего насилия, начинается фильм как чёрная комедия. Откуда взялась идея для этой части картины?
– Я всегда любил непростое кино, где есть над чем подумать, посмотреть несколько раз и открыть для себя какие-то новые детали. В 2020 году всю страну потрясали новости из Санкт-Петербурга, после которых его стали чаще называть Расчлененбург, так что сюжет подкинула сама жизнь…
– Проблема домашнего насилия, к сожалению, одна из главных в современном обществе. Насколько важно говорить о ней – да и не только о ней – посредством кино?
– Чтобы решить проблему, необходимо сначала её осознать и увидеть. Поэтому я говорю об этом посредством кино. Одна зрительница, посмотрев мой прошлый фильм «Like. Share. Repost», сказала, что его нужно показывать в школах в качестве наглядного примера, к чему может привести желание заполучить любой ценой больше просмотров и лайков. Кино – это, конечно, в первую очередь развлечение, но не менее важная его функция – поднимать важные социальные вопросы.
– Актёрам «Да, дорогая!» достались непростые роли. Как проходил кастинг?
– Сам процесс был довольно стандартным, однако найти своих героев было нелегко.
Я считаю, что правильный каст – уже половина успеха фильма, ведь именно актёр будет оживлять персонажа, на актёра будут смотреть и за ним следить. Поэтому очень важно, чтобы исполнитель и персонаж максимально соответствовали друг другу. Часто бывает, что после просмотра того или иного фильма кажется, что вот кроме этого конкретного человека никто бы на роль не подошёл – вот такого эффекта я всегда стараюсь добиваться.
– Да, чувствуется, что в фильме все на своих местах. Расскажите немного о вашем актёрском ансамбле.
– Ольга Листратова, Владимир Галимов, Михаил Мухин – все профессионалы, у них за плечами не только работа в кино и сериалах, но и театр. С актёрами мне везёт и я был бы счастлив поработать с каждым из них ещё раз, тем более что мы поддерживаем дружеские отношения. Ольгу и Владимира я знал ещё до съёмок, а вот Михаилу написал через соцсети и предложил поучаствовать, что он любезно и согласился сделать.
– Съёмки ведь проходили во время пандемии? Были какие-то трудности?
– Да, снимали в конце 2020 года, в самый разгар ковидных ограничений. На самом деле, фильм был почти готов уже до съёмок. Была раскадровка, мы несколько недель репетировали основные сцены с актёрами. Конечно, всегда есть место непредвиденным моментам, но подготовка была тщательной. Несколько недель готовился пластический грим… Фильм был полностью снят за 3.5 смены по 10 часов, что в итоге вылилось в 25 минут хронометража.
Главное, конечно, правильно распланировать график. Это помогает сократить время на перестановках и избежать хаоса. Исполнитель главной роли Владимир Галимов даже отметил день рождения прямо на площадке.
– «Да, дорогая!» отметили на нескольких зарубежных фестивалях. Расскажите, где фильм побывал и какие награды для вас оказались наиболее значимыми.
– Активная фестивальная фаза обычно длится год-полтора, но из-за COVID-19 многие фестивали сдвинули свои показы и в итоге наш фестивальный период растянулся почти на два года.
Однако были и плюсы: фестиваль Boston Underground Film Festival, куда фильм отобрали, в итоге объединился с несколькими другими и получился большой очень престижный сборный фестиваль фильмов Nightstream – со множеством участников, выступлениями спикеров от киноиндустрии и показами на широкую аудиторию.
Лично для меня наиболее ценны жанровые награды. «Да, дорогая!» признали лучшим триллером на фестивалях New York Movie Awards в Нью-Йорке и Reale Film Festival в Милане, также фильм получил приз в номинации «Лучшая драма» на Absurd Film Festival в Милане и серебряную награду за лучшее независимое кино на Florence Film Awards во Флоренции.
– Три ваших коротких метра в сумме завоевали 10 международных наград и ещё 18 раз были номинированы. Это внушительно для молодого режиссёра. В чём секрет такого успеха?
– Я всегда стараюсь снимать для международной аудитории. Сюжеты моих фильмов не привязаны к конкретному месту действия или стране, а поступки героев понятны любому зрителю, на каком бы языке он ни говорил.
Например, чёрная комедия «Like. Share. Repost», была признана лучшей в таких, казалось бы, разных странах и культурах, как Индия (на фестивале Chambal) и США (на Austin Comedy Film Festival в Техасе и Global Shorts в Лос-Анджелесе). Фильм в целом успешно прошёл по Америке: его также показывали на Queens World Film Festival в Нью-Йорке, на Hollywood Comedy Shorts в Лос-Анджелесе и других площадках.
– Доводилось общаться со своими зрителями? Что обычно они говорят после просмотра ваших фильмов?
– Важно, что у людей вообще возникает желание о них говорить, что мои фильмы не оставляют их равнодушными. Конечно, мне хочется, чтобы при просмотре комедии они смеялись, что они и делают, а триллер заставлял вжиматься в кресло от напряжения, но не менее важно, что после фильма им было над чем подумать.
Я всегда стремлюсь поговорить со зрителем, обсудить увиденное, ответить на вопросы. Интересы у всех разные: кому-то любопытна техническая сторона, кто-то спрашивает про продолжение и будет ли полный метр. Иногда обсуждение вообще уходит в сторону социальных вопросов и жизни в целом, что, в общем-то, замечательно, потому что мои фильмы именно об этом.
– Вы сосредоточены на съёмках коротких метров. Почему выбрали именно такой немассовый формат?
– Не соглашусь. В советское время короткому метру было где развернуться, – знаменитые короткометражки Леонида Гайдая, юмористический журнал «Фитиль», который полностью состоял из короткого метра, в кинотеатрах перед фильмами зачастую показывали несколько короткометражек. В 90-е всё поменялось, и до недавних пор короткий метр оставался, по большей части, фестивальным форматом, без возможности монетизации, а значит и без финансирования, однако сейчас всё по-другому.
С приходом стриминговых платформ короткий метр обретает вторую жизнь – и даже ещё более выразительную, чем прежде. В онлайн-кинотеатре «Кинопоиска» есть целый раздел короткого метра. Также не могу не поделиться примером из собственной практики: калифорнийский стриминговый сервис WILDsound TV купил права на показ у себя фильма «Да, дорогая!». Это пока единственный триллер из России на этой платформе.
Ритм жизни ускоряется, зрителю всё сложнее находить время на поход в кино и тем более на просмотр большого фильма, следить за сюжетом сериала тоже не всегда получается, так что короткий метр может смело занять своё место.
– В 2017 году вы были одним из первых в России, кто снял игровой фильм в формате виртуальной реальности. Насколько было сложно стоять у истоков VR и идти по непроторенной дорожке?
– До того, как стать режиссёром, я занимался компьютерной графикой и визуальными эффектами, так что мне интересны новые технологии и новые методы съёмки. На тот момент мне показалось любопытным снять что-то своё для нового формата. Мне посчастливилось познакомится с Decameron Art Studio, им понравилась моя идея и мы в качестве эксперимента сняли фильм «Проблемы других».
Честно сказать, седых волос на том проекте у меня прибавилось. Это был абсолютный шаг в неизвестность. Да, я примерно представлял себе, как это сделать, но только в теории, на практике, конечно, возникло много трудностей.
Доступных решений для съёмки в 360 градусов не было, поэтому пришлось использовать самодельный риг из 13 камер GoPro.
Постпродакшн тоже был сложным. Программа, на которую я рассчитывал, смогла собрать только одну из трёх частей фильма, остальные две пришлось сшивать буквально вручную. Синхронизировать и сшить в одно видео 13 камер – та ещё задача.
Было нелегко, но того стоило – фильм показывался на лучших площадках, включая Russian Film Week в Лондоне и Split Film Festival в Хорватии. В Амстердаме он стал полуфиналистом в European Cinematography Awards, а на фестивале Global Film Festival Awards в Калифорнии завоевал награду за лучший VR-фильм.
– Как думаете, VR – будущее кинематографа?
– Думаю, виртуальная реальность, конечно, не вытеснит традиционный формат кино, а, скорее, займёт отдельную нишу. Сложность VR на данный момент – это даже не техническая сторона съёмки, а невозможность показа на широкую аудиторию из-за необходимости зрителю иметь персональное устройство для просмотра. Пока этот формат остаётся, по большей части, для фестивалей и разного рода интерактивных выставок, у которых есть возможность предоставить такие устройства. Возможно, лет через 10 очки дополненной реальности станут таким же обычным делом, как смартфоны, и мы все сможем без проблем наслаждаться этим, без сомнений, интересным форматом.
– Будете ещё снимать для виртуальной реальности?
– Конечно. У меня уже есть черновой набросок сценария именно для VR, а также некоторые идеи, как продвинуть этот формат вперёд.
– И последний вопрос. Когда наши зрители смогут увидеть «Да, дорогая!»?
– Мы сейчас ждём ещё несколько фестивалей, и точная дата будет зависеть от них. Но, думаю, в начале 2023 года фильм появится в открытом доступе на YouTube.