Ограбление на почте
Зрители всех стран любят детективы. Оттого этот жанр богато представлен талантливыми именами и любопытными проектами. С появлением привычного нам телевидения на рубеже 1940-1950 годов, целью которого стало не столько информационно-идеологическое просвещение граждан, сколько их развлечение, формирование досуга, детективы с больших экранов переместились на малые, в формат многосерийных сериалов (достаточно вспомнить популярного «Перри Мейсона»).
А с рождением отдельных телефильмов в 1960-е, составивших конкуренцию закупной кинопродукции для эфира, их стало ещё больше. Ведь детективы не требуют большого бюджета, спецэффектов и даже участия звёзд. Главное придумать захватывающую историю, за которой, не отрываясь на кофе и праздные разговоры, будет следить зачарованный зритель.
Сериал «Телефон полиции – 110» изначально был запущен в ГДР в 1971 году, но остаётся в эфире немецкого ТВ и поныне. Так же, как и его главный конкурент «Место преступления», изначально созданный в ФРГ. Вот, помимо разрушения Берлинской стены, ещё один символ объединения Германии! В остальном мире эти два сериала не так популярны, уступая своим американским конкурентам вроде «Коломбо», однако поклонники детективов безусловно их знают. Знаменитое немецкое качество распространяется не только на технику, но и на телевизионную продукцию.
«Дело Лизы Мурнау» – самый первый в долгой череде эпизодов и сезонов «Телефона полиции – 110». Можно было бы назвать эту серию пилотной, но, как у большинства процедурных драм, как такового начала у сериала нет, а отсчёт идёт от первого дела главных героев, полицейских инспекторов Фукса и Веры Арндт. Их роли сыграли Петер Боргельт и Зигрид Гёлер, хотя повествование не привязано к конкретным персоналиям, как в американских теледетективах.
Отличительной чертой сериала был показ реальной жизни, которую удавалось осветить во всём её диалектическом противоречии – выражаясь марксистским языком, затронув даже те темы, на которые строгая советская цензура на территории СССР накладывала табу. Впрочем, это не касалось критики советского владычества над ГДР или преклонения перед Западом – за этим строго следило Штази.
«Дело Лизы Мурнау» уступает в техническом плане американским телефильмам той поры. При создании, судя по качеству изображения, применялась 16-мм киноплёнка, которую нередко использовали из-за низких затрат на телевидении и в документальном кино, особенно в «синема верите». Сама серия выстроена как расследование ограбления на почте, которое совершил кто-то из знакомых Лизы Мурнау (Петра Хинце), молодой работницы почтового отделения, которая была тяжело ранена при ограблении.
Режиссёр эпизода Хельмут Кретциг, много трудившийся на восточногерманском ТВ, задал тон всему сериалу реалистичным изображением простого трудового люда, с которым вынуждены взаимодействовать Фукс и Арндт. Похищенные деньги банка могли бы многим облегчить жизнь, помочь продвинуться по социальной лестнице, но кто мог решиться на преступление?
Большинство эпизодов «Телефона полиции – 110» посвящены не убийствам, а менее значительным для кинематографистов преступлениям. Однако грабежи и семейные конфликты высвечивают общественные проблемы – бедность и апатию населения, которое, под бдительным оком самого справедливого советского строя, жило куда хуже, нежели их соседи за стеной, где было больше свободы личности от государства.
Вот и в «Деле Лизы Мурнау» за беседами полицейских с подозреваемыми встаёт жизнь обычных людей со всеми их проблемами. Для них деньги банка – это способ выбраться из унылого каждодневного существования, осуществить свои мечты. Режиссёр не становится в позицию критика системы, неважно какой – социалистической или капиталистической (не тот жанр), но широкими мазками рисует безрадостное существование людей, которые не добились в жизни того, что хотели, работают не там, где могли бы и уже не надеются, что их жизнь может измениться к лучшему.
Однако за увлечением бытовым реализмом режиссёр не забывает и собственно детективный абрис. Интрига хорошо продумана, авторы расставляют несколько обманок-ловушек по ходу действия, так что финал едва ли будет очевидным даже для искушённого зрителя. 75 минут проекции пролетают практически незаметно и возникает желание ознакомиться с другими сериями, которые вполне мог пропустить советский зритель, поскольку у нас в стране «Телефон полиции – 110» показывали эпизодически и в основном ранние эпизоды.
Возможно, главным героям недостаёт харизмы американских или английских сыщиков, но зато реалистичный фон вполне искупает этот не такой уж серьёзный просчёт. Ведь и полиция таким образом становится частью безрадостного восточногерманского ландшафта, где люди обитают словно в чистилище, в необъятной тоске от разделённой войной страны. Пожалуй, в этой телепродукции в большей степени, чем в «Месте преступления», сказалось влияние «нового немецкого кино» с его интересом к экзистенциальным проблемам бытия человека и попыткой осмысления и преодоления военного синдрома.