Просыпается мафия…
Алекс Годман (Джеймс Нортон) – сын русских эмигрантов. Он живёт в Лондоне, получил западное образование, владеет инвестиционным фондом, встречается с «правильной» девушкой Ребеккой (Джульет Райлэнс) и старается всячески дистанцироваться от сомнительного прошлого семьи. Когда-то его отец Дмитрий (Алексей Серебряков) был большим человеком в России, но потом у него «отжали» бизнес, и вот уже пятнадцать лет Годманы вынуждены ютиться на гостеприимных берегах Темзы. Впрочем, тени былых грехов настигают и в фешенебельных лондонских особняках: младший брат Дмитрия Борис Годман (Давид Денсик) ввязывается в сомнительную авантюру и погибает. Потрясённый смертью «дяди Бориса» Алекс выясняет, что за убийством родственника стоит некий Вадим Калягин (Мераб Нинидзе) – один из крёстных отцов нынешней русской мафии, когда-то и отобравший бизнес у его отца. Так Алекс выходит на тропу войны, однако для этого ему приходится обратиться за помощью к ушлому израильскому бизнесмену и политику Семену Клейману (Дэвид Стретерн).
Первоисточником для сюжета нового сериала от BBC стала книга журналиста Миши Гленни «МакМафия: серьёзно организованная преступность», выпущенная в 2008 году. За прошедшее десятилетие, безусловно, много воды утекло, и сценарий сериала отчаянно старается выглядеть актуальным. Порой даже чересчур в этом усердствуя: уже в первые десять минут звучат слова «олигархи», «санкции» и «Кремль», а затем на экране появляется полковник ФСБ Илья Фёдоров (Кирилл Пирогов), «крышующий» Калягина. Кстати, угадайте с одного раза, чей портрет висит на стене в его кабинете на Лубянке… Справедливости ради, британские сценаристы при этом не стали излишне углубляться в темы, в которых слабо разбираются. Клановые разборки российских спецслужб, отмывание денег через оффшоры, покровительство мафии со стороны российских властей – эти вопросы затронуты, но по касательной, абстрактно. С одной стороны, сценарий таким образом избегает риска выдать какую-нибудь очевидную глупость, с другой – здесь кроется и определённый нереализованный потенциал.
Что до общей степени «развесистости клюквы», то с этим всё более-менее неплохо. Конечно, совсем уж избежать стереотипов сюжету не удаётся: герой Серебрякова почти не появляется в кадре без бутылки водки (да и вообще нечасто твёрдо стоит на ногах – что поделать, сказывается тоска по родным берёзкам), закусывают здесь в основном чёрной икрой, а «дядя Борис» питает слабость к борщу. Медведей с балалайками и матрёшек с кокошниками в кадре, к счастью, не замечено – ну и на том спасибо. Нет проблем и с именами персонажей – никакого Фомы Киняева, Доминики Егоровой и прочих «типично славянских» героев здесь не встретишь.
В чём ещё «МакМафии» не откажешь, так это в масштабности: действие не ограничивается Лондоном и Москвой, а стремительно переносится то на юг Франции, то в израильский Эйлат, то на побережье Персидского залива, то в Стамбул. Храм Христа Спасителя сменяют пирамиды Гизы, улочки Праги – мумбайские трущобы. В общем, настоящий интернационал. Причина тому очевидна: нынешние мафиози – это уже не только и не столько «братки» в малиновых пиджаках и с наколками, сколько оборотистые финансисты, контролирующие товарно-денежные потоки по всему миру. Им давно нет нужды самостоятельно пачкать руки наркотиками или оружием – это удел обычных контрабандистов. Современная же мафия в эпоху глобализации скорее напоминает отлаженные транснациональные корпорации. Стоя на вершине пищевой цепочки, бизнесмены в дорогих костюмах организуют и регулируют изобретательные схемы, в результате которых тонны героина оседают в ночных клубах Европы, а миллионы долларов – на счетах в оффшорных зонах.
Впрочем, будь сериал исключительно о движении капиталов, его вряд ли стали бы смотреть. Посему авторы не постеснялись добавить «огонька» и разбавить действие небольшим количеством экшен-сцен, а для усиления драматического эффекта и вовсе пустить несколько персонажей в расход. Именно драматические моменты, увы, обнажают одно из главных слабых мест «МакМафии» – крайне скупого на чувства главного героя. Поскольку по степени эмоциональности и умению задействовать мимические морщины лица Джеймс Нортон находится примерно на одном уровне со Стивеном Сигалом, его герою во многих эпизодах элементарно не веришь. Подобная отстранённость и холодность была уместна, когда Нортон играл Болконского в «Войне и мире» на том же ВВС. Однако роль лощёного молодого финансиста, у которого на глазах убивают дядю, едва не убивают невесту, рушится семья и весь привычный жизненный уклад требует, пожалуй, больше эмоционального вовлечения. Фактически, «МакМафия», если отбросить глобальные темы, – история о выборе, о том, как человек пытается не перейти на тёмную сторону, а перейдя – старается остаться человеком. Вот только глядя на Нортона трудно понять, насколько нелегко дался ему этот выбор, трансформация героя показана схематично, скупо.
Зато Алексей Серебряков в плане эмоций отрабатывает за троих: старательно скучает по Родине, пьёт, пытается покончить с собой, снова пьёт, утешается в объятиях любовницы (довольно бессмысленная сюжетная линия с Марией Машковой). Параллельно с этим развивается ещё одна побочная линия про наивную девушку Людмилу (София Лебедева), которая отправилась работать официанткой в Египет, а угодила в рабство. И эта история как раз оказывается одной из наиболее удачных сценарных находок. По крайней мере, когда действие переносится на Ближний Восток или в Индию, сюжет начинает выглядеть наиболее достоверно (хотя у индийских или арабских зрителей на этот счёт, разумеется, может быть иное мнение), нежели когда события разворачиваются в управлении ФСБ или на подмосковных дачах – ибо в такие моменты «МакМафия» порой начинает напоминать сериалы из вечернего эфира канала НТВ.
«МакМафия» вообще оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, хочется порадоваться очередному всплеску интереса к «русской» теме у западных кинематографистов. Причём русские показаны отнюдь не сплошь плохими парнями и карикатурными злодеями. Это сложные, многослойные персонажи, да ещё и сыгранные преимущественно русскоязычными актёрами. Мария Шукшина в роли Оксаны Годман, матери Алекса, – визуально вылитая Катрин Денёв, Мераб Нинидзе – шикарный антагонист, а в эпизодах ещё появляются Елена Лядова, Данила Козловский, Денис Хорошко. Технически выполнено всё также по уму: картинка сочная, яркая, локации в кадре в основном настоящие (в финале, кстати, Алекс Годман отправляется в Москву, чтобы разрешить давно назревший конфликт и наконец побывать на исторической Родине – и по ходу, например, вынужден скрываться от погони в спальном районе близ метро «Тульская»).
С другой стороны, всерьёз рассуждать о степени правдоподобности сюжета, в котором суровые русские мафиози по очереди подсылают друг к другу киллеров то в Москве, то в Лондоне, а главный герой предлагает потратить полученные от наркотрафика деньги на подъём российской экономики и социальной сферы (вот оно, спасение российских пенсионеров – никакому Кудрину такой стабфонд и не снился), особого смысла нет. О коррупции и клановых войнах отечественных силовиков британские телевизионщики едва ли знают больше нашего, а те знающие люди, кто действительно в теме, вряд ли станут «МакМафию» смотреть и тем более публично комментировать. Впрочем, в реальном мире тонны кокаина умудряются переправлять дипломатической почтой через посольства, а беглые шпионы травятся экзотическими ядами на лужайках того же Туманного Альбиона. Так что, учитывая, насколько жизнь порой оказывается интереснее всякой выдумки, невольно напрашивается предположение, что как раз наиболее дикие и причудливые повороты сценария, вполне возможно, – наиболее близки к истине.