Надевайте шлем, и полетели!
Далёкое утопическое будущее. Самонадеянный агент Валериан (Дэйн ДеХаан) и его белокурая напарница Лорелин (Кара Делевинь), умеющие путешествовать во времени и пространстве, должны найти и защитить архиважный источник энергии и раскрыть заговор, скрывающий гибель целой цивилизации.
«Валериан и город тысячи планет» – экранизация французского комикса 60-х от Люка Бессона. Космическая эпопея стала самой дорогой в карьере француза-визионера, и в ней можно увидеть общие черты – как в настроении, так и в сюжете – с его фантастикой «Пятый элемент». Сюжет «Валериана» пустяковый, но режиссёр ухитряется сделать его до ужаса трудным для восприятия.
Начнём с того, что персонажей космически много. Фильм богат колоритными инопланетянами и картонными людьми, да и то последние теряются среди сочного бардака. Клайв Оуэн предстаёт в образе коварного командора, утаивающего нечто зловещее, а роли поменьше взяли на себя Джон Гудман и Итан Хок. Правда, персонаж Гудмана угрожает Валериану лишь в первом получасе, а позже мерзкого пришельца мы не видим и не слышим. В прологе с кратенькой речью выступает ещё и герой Рутгера Хауэра. Однако все они не имеют значения.
История разворачивается даже не быстро, а молниеносно быстро – так, что не успеваешь зацепиться и осмыслить увиденное и озвученное. Что ни беседа или монолог – то сухие объяснения. Фильм нагромождён всем, чем только можно наполнить фантастику, а зритель оказывается лишь гостем, забежавшим на огонёк. Обилие CGI-эффектов не всегда делает события и персонажей объёмными, и временами скучаешь по чему-то живому, а не искусственному. Утомляют затёртые до дыр клише и смехотворно нелепый пафос.
А самый главный промах – Дэйн ДеХаан и Кара Делевинь в образах Валериан и Лорелин. Уж слишком они юны, чтобы охранять Вселенную и защищать жизни обитателей города тысячи планет. Отношения молодых однообразны и скучны: он – самодовольный выпендрёжник, добивающийся любви Лорелин, она – свободолюбивая воительница, убеждённая в незрелости Валериана. Солдаты и любовники, упакованные в футуристические доспехи, мало чем отличаются от персонажей комедии «Дети шпионов».
Тем не менее, «Валериан и город тысячи планет» – главный блокбастер лета. Картина важнейшего представителя движения Cinéma du look пестрит всеми мыслимыми и немыслимыми цветами и наводнена фантастическими мирами, сформированными в единую планету Альфа (некое подобие Союза вселенских государств). На постоянно расширяющейся планете, к которой приближаются всё новые и новые межгалактические суда, в полном согласии живут разные цивилизации, обитая в своей обособленной среде и разделяя знания, ресурсы и обычаи.
Очевидны отсылки к «Аватару», ибо вновь во всех бедах виновны милитаристы и колонизаторы, радикально объявляющие всё непонятное глобальным злом. Мы наблюдаем яркие, помпезные миры, калейдоскопический свет и причудливых тварей. Даже при виде нечто страшного – мира на грани катастрофы – глаз не оторвать. Все эпизоды в космосе до единого прелестны, особенно в 3D. Бессон объединяет киберпанк со стимпанком, приправляя всё новомодно-подростковой сказочностью. В инопланетянах есть некое сходство с мондошаванами и мангалорами из «Пятого элемента», а вместо оперной дивы Плавалагуны – виртуозный стриптиз Рианны в образе Баббл – создания с трагической судьбой, похожего на медузу и способного мигом менять облик.
«Валериан и город тысячи планет» – кино гуманистическое, изобретательное, волшебное. Взять хотя бы хождение персонажей по загруженному базару в параллельной, невидимой реальности в поисках украденного существа, или экстравагантный мегаполис, будто взятый из «Бегущего по лезвию», или как светящиеся бабочки используются прожорливыми чудищами в качестве наживки. Каждая цивилизация обладает индивидуальностью. Бессон без всяких оговорок – мастер иллюстрации совершенно живописных миров и головокружительных авантюр.
В пору всяких ремейков, сиквелов, приквелов, спин-оффов и перезапусков «Валериан и город тысячи планет» – гигантское полотно, сумасшедшее путешествие и исключительное развлечение, напоминающее, ради чего мы сбегаем от угрюмой действительности.