«За смерть – лучшую приправу к жизни!»
Начало XX века. Честолюбивый офицер британской армии Перси Фосетт (Чарли Ханнам) получает необычное предложение от Королевского географического общества: отправиться в джунгли на границе Бразилии и Боливии для составления подробной карты доселе неизученных территорий. Успех миссии должен принести Фосетту не только славу и известность, но и восстановить репутацию семьи, некогда подорванную его беспутным отцом. Первая же поездка в тропики станет испытанием на прочность для её участников и пробудит в главном герое дух исследователя. Обрывки информации о якобы затерянных в джунглях останках некоей древней цивилизации стимулируют Фосетта к новым исследованиям. Однако став одержимым своей теорией и жаждой исследования, герой рискует поставить под удар уже собственное семейное благополучие…
«Затерянный город Z» больше говорит о проблемах отцов и детей, нежели о путешествиях и поисках неких мифических городов. Процесс поиска в контексте ленты приобретает двоякое значение: амбициозный, но по определённым причинам лишённый возможностей для самореализации в рамках обычной военной службы, герой ищет не столько останки древнего народа, сколько самого себя. Удастся ли ему при этом сохранить пресловутый баланс между ролью отца и призванием исследователя – интрига едва ли не более важная и интересная, чем то, найдёт ли он пресловутый «Эльдорадо». И насколько далеко герой способен зайти – как в бескрайнюю тьму амазонских джунглей, так и в тёмные глубины собственной души? Этот дуализм и есть основная метафора и главный предмет изучения американского постановщика Джеймса Грэя. И без малого 2,5-часовое препарирование человеческих характеров в непростые времена и в тяжёлых условиях подано настолько универсальным, доступным языком, что не даёт отвлечься от экрана ни на минуту.
Помогает в этом и актёрская игра. Чарли Ханнам достойно переносит на экран сложный, многогранный и противоречивый образ одного из известнейших, но в то же время недооценённых первооткрывателей начала прошлого века. Роберт Паттинсон выкладывается на полную в роли адъютанта Фосетта: его персонаж становится для главного героя кем-то вроде Санчо Пансы. Верный «оруженосец» в начале ленты предстаёт спивающимся недотёпой, а впоследствии проходит бок о бок с Фосеттом через тяготы и лишения как тропических походов, так и сражений Первой мировой, – и отступает лишь перед финальной экспедицией. А героиня Сиенны Миллер – здесь не просто жена/подружка главного героя, а настоящая спутница жизни и важнейший элемент во вселенной Фосетта.
Но подходить к просмотру фильма следует со вполне конкретным настроем относительно его жанровой принадлежности. Хотя афиша старательно рекламирует «Затерянный город Z» как авантюрно-приключенческий боевик, ничего похожего на «Лару Крофт» или «Сокровище нации» здесь нет и в помине. Это фильм о мечте и о том, что стремиться следует к большему – тому, что за горизонтом, а не тому, что под рукой и легкодоступно. Что характерно, этот тезис высказывает в итоге не сам герой, а его жена в послании супругу с напутствием о воспитании детей. Вероятно, по этой причине при просмотре «Ла-Ла Ленд» («Бесстрашным мечтателям посвящается») вспоминаешь чаще, чем «Индиану Джонса».
Техническая сторона фильма также вызывает восхищение. Он снимался в настоящих джунглях и помимо захватывающей истории способен доставить и чисто эстетическое наслаждение сочной картинкой в сочетании с прекрасным, мелодичным саундтреком. Наибольшее впечатление оказывают пейзажи тропического леса, эпизоды с участием аборигенов, снятые с почти документальной реалистичностью, игра света и тени и сцена оперного представления в джунглях.
Эмоциональный финал подводит итог непростой, полной переживаний, сомнений, взлётов и падений истории полковника Фосетта. Отчасти даже странно, что жизнь и удивительные приключения этого неординарного человека до сей поры ни разу не переносились на большой экран. Джеймсу Грэю удалось соорудить не стандартный байопик, а полноценное эпическое полотно, настоящую человеческую драму, в которой нашлось место поиску, чести, вере, надежде и, само собой, любви.