Следующей стадией «производственного ада», в котором погряз «Человек-паук» на Cannon Films в 1980-х, был наём сценариста Итана Уайли, получившего задание написать сценарий фильма, который не будет стоить более пяти миллионов долларов. По словам Уайли, на тот момент существовали опасения, что срок действия прав на персонажа скоро истечёт, поэтому компании Cannon было крайне необходимо запустить фильм в производство как можно скорее.
Итан Уайли (сценарист): «Проект сопровождался некоторым багажом, так сказать. Мне никто не объяснял, какими именно правами кто-либо обладает. Мне сказали, что есть права на самого Человека-паука, но было непонятно, можно ли использовать иных персонажей из комиксов. Для меня это было нонсенсом, потому что я задействовал дядю Бена, тётю Мэй и некоторых схожих персонажей. Но мне велели не использовать злодеев вроде Доктора Октопуса. Поэтому для своего сценария я придумал собственного противника Человека-паука, что было весело.
Я пытался создать персонажа, который соответствует духу, настроению и подходу комикса. Поэтому я придумал врача-инвалида, у которого парализованы ноги и он экспериментирует с генетическими исследованиями. Он совершал поразительные открытия, прорывы в своей области, но в конце концов у него была очень личная мотивация, потому что половина его тела парализована и он хочет снова ходить. Поэтому в кульминации сценария он вводит себе опасную сыворотку и обретает черты скорпиона. Поэтому он получился человеком-скорпионом, а не человеком-осьминогом.
Опять же, я пытался использовать элементы сюжета, которые отвечали бы духу комикса. У меня были классически составляющие – Питер Паркер живёт с дядей и тётей, его кусает паук, который мутировал вследствие генетических экспериментов, а не радиации. Это был конец 80-х, и я пытался придумать что-то более соответствующее духу времени. Эра «Человека с рентгеновскими глазами», на мой взгляд, давно прошла, поэтому я хотел сделать что-то новое, а не просто сказать: «к этой ситуации привела радиоактивность». Ещё один интересный момент (и, возможно, из-за этого меня наняли): мне сказали писать сценарий для низкобюджетного фильма. Они знали, что фильм нужно будет снять быстро и денег на него будет мало».
Уайли недавно завершил работу над «Домом» и «Домом 2» – парой низкобюджетных, эффектных и наполненных спецэффектами фильмов ужасов, которые снимались за куда меньшие деньги, чем даже эта мелкомасштабная версия похождений Паука. Помогал и его опыт в сфере спецэффектов – он работал в компаниях Industrial Light and Magic и Chris Walas, Inc. на фильмах «Возвращение джедая» и «Гремлины».
Уайли: «Я начал писать сценарии, имея опыт работы на съёмках, в создании спецэффектов и даже режиссуры, поэтому я представлял, как написать фильм под такой бюджет. И, конечно, я мог написать при таком подходе что-то правдоподобное. Поэтому по структуре и концепции моего сценария Питер Паркер становился Человеком-пауком почти в конце фильма. Я думал, у нас не будет денег на то, чтобы он летал по городу с помощью кадров с синим экраном, как это делалось в те времена. Это было задолго до эпохи цифрового кинематографа. К тому же, были практические проблемы, связанные со съёмкой больших сцен в центре города. Поэтому я избегал подобного и концентрировался на превращении Питера Паркера в Человека-паука.
Я более подробно исследовал этот аспект сюжета, чем это делали в предыдущих и последующих вариантах сценария. Также я раскрывал тему его моральной ответственности перед обществом. Мне всегда нравилось в Человеке-пауке то – а я ни в коем случае не фанатею от комиксов, – что он был первым супергероем-подростком. Это мне показалось интересным, поэтому я рассматривал сюжет как метафору на то, что он подросток, который становится мужчиной и понимает, что значит быть взрослым; он становится частью общества, несёт ответственность за своих близких.
Насколько я помню, у меня была классическая сцена, взятая из комиксов, в которой он срывает план преступников, но при этом забывает купить лекарство для сердца, которое должен привезти тёте Мэй. К тому времени как он возвращается домой, её несут в машину скорой помощи. Он чуть не убил её и понимает: «Вот я борюсь с уличной преступностью ради незнакомых людей, но я забыл, что должен был принести ей лекарство». Для меня это было основой конфликта Человека-паука. Упор в повествовании я делал на это, а также на то, как ему приходит в голову идея стать супергероем. Как он придумал свой костюм? Как он всё готовит и когда его личные трагедии окончательно подталкивают его к тому, чтобы стать борцом за справедливость? Сценарий заканчивался тем, что он наконец понимал, что стать Человеком-пауком – его судьба.
Мне казалось, что история получилась сильной. Задумка была такой, что если фильм будет иметь успех, будет заложен фундамент для серии фильмов о Человеке-пауке. Первый фильм был для того, чтобы подготовить почву для сиквелов. На вторую историю было бы больше денег благодаря успеху первой, и тут можно было бы сразу перейти к приключениям, потому что нет необходимости рассказывать историю его происхождения. По крайней мере, такой была моя хитроумная идея, но похоже, она оказалась недостаточно хитроумной».
В 1989 году ситуация Cannon не улучшалась и Менахема Голана стали считать препятствием. Паретти начал принимать меры, чтобы кинематографиста уволили из его собственной компании.
Уайли: «Независимым компаниям всегда трудно. Им постоянно приходится бороться. Несколько таких компаний, которые добились успеха – например, Miramax или New Line – всем обязаны одному большому хиту, который был у всех на устах и отличился в прокате. У New Line были трудности лет двадцать, пока они были артхаусной компанией, а у Miramax были тяжёлые времена, когда было много «Оскаров», но мало денег, а затем «Кошмар на Улице Вязов» и «Крик» стали большими хитами. Многим независимым кинокомпаниям нужна была большая, основополагающая дойная корова, и мне кажется, Cannon она обошла стороной. По-моему, была возможность прорваться с помощью занятного маленького фильма, но когда у руля был Менахем Голан… я не уверен, что у него было хорошее представление о том, что на тот момент стало бы коммерческим хитом в Америке».
Так или иначе, время Голана в Cannon подходило к концу. Будущее для компании не было светлым, а Паретти видел в Голане агнца на заклание.
Джо Зито (режиссёр): «Когда Голана вытеснили из компании, ему предложили «золотой парашют», который включал в себя немалую сумму денег. Но заключить сделку не удалось, поэтому в ходе переговоров он забрал с собой интеллектуальную собственность, среди которой был и «Человек-паук».
Голан основал компанию 21st Century Films в надежде возродить «золотой век» Cannon. Первым делом он попытался возобновить переговоры с Marvel насчёт прав на Человека-паука, срок действия которых истекал в августе 1990 года. Ему это удалось. Он немедленно нанял сценариста Фрэнка ЛаЛоджу – автора сценария, режиссёра, композитора и звезду триллера «Леди в белом». За ним последовал Нил Раттенберг, ранее написавший сценарий к «Ловчему смерти II».
Нил Раттенберг (сценарист): «Мой опыт работы на «Человеке-пауке» был не совсем удовлетворительным. Я отчаянно старался вернуть персонажа к его корням, но казалось, никто на 21st Century в этом не был заинтересован. Я хотел вернуться к комиксам. У меня были хорошие отношения со Стэном Ли, хотя он был скорее генератором идей. Он не углублялся в подробности. Он любил сидеть и много говорить. Рабочие отношения у нас с ним были хорошими, как и с Менахемом Голаном, потому что я его уважал. Хотя многие из его фильмов были так себе, у него были обширные знания о кино. В его организации главной проблемой были люди, которые на него работали. Менахем много знал о кино и у него был хороший вкус при выборе проектов, но ему не удавалось это передать в своих фильмах. У него был сценарный редактор, который ничего не понимал. Этот парень портил мне весь процесс написания «Человека-паука». У него были невероятно плохие идеи и он совершенно не разбирался в материале. Он постоянно вставлял палки в колёса, и вскоре я потерял контакт с Менахемом, потому что этот парень всё время встревал между мной и Менахемом.
Когда я закончил черновик сценария, Менахем был очень доволен, но весь проект снова приблизился к краху. Казалось, что компания Менахема всё время испытывала трудности. Среди кинематографистов он не пользовался уважением после того, как выпустил пару по-настоящему ужасных фильмов – хотя по сегодняшним меркам их необязательно сочли бы ужасными. У него просто не было той репутации, которую он заслуживал. Опять же, его организация и его крохоборство его погубили. После этого я ушёл».
Что до сюжета фильма, Раттенберг хотел подробнее раскрыть подростковую тревожность Питера Паркера, которую он считал основой всей истории. Также он хотел использовать Дока Ока в качестве злодея.
Раттенберг: «Чем лучше злодей, тем лучше фильм, – констатирует он. – Для меня Док Ок – это единственный противник Человека-паука, который чего-то стоит. Главный минус «Человека-паука» был в том, что у него не было хороших злодеев, но Ок был сумасшедшим и у него были дополнительные конечности. Прелесть Дока Ока была в том, что можно было использовать протезы и дать волю воображению. На тот момент протезные технологии не зашли так далеко, но всё ещё были хороши. В общем, для меня это была история о подростковой тревоге, а сценарный редактор хотел, чтобы Человек-паук хватал девушек за грудь и всё в таком духе. Повторюсь, он совершенно не понимал этот материал.
Роджер Корман был королём эксплуатации, и учился я вместе с ним, но даже Роджер понимал, что должно быть какое-то интеллектуальное наполнение, хотя в этом он потерпел неудачу спустя годы. Он нанимал режиссёров, которые не понимали, что такое эксплуатация на самом деле. Опять-таки, это была эксплуатация с женской грудью и грубыми шутками, но это не сработало. Я говорил, что мой сценарий не удался, потому что отношения с руководством были выстроены неверно. У Менахема была тенденция хвататься за идею, восторгаться ею, а затем он передавал её своим подчинённым, а сам брался за следующую большую затею. Он приближался к концу своей карьеры, но он всё ещё пытался быть влиятельным лицом».
Что интересно, он писал в расчёте на чуть больший бюджет, чем планировалось – в районе 10-15 миллионов долларов.
Раттенберг: «Я рассматривал его как крупнобюджетный фильм. Я хотел, чтобы там было много акробатических трюков; таким было моё представление. Но я уверен, по мере истощения их казны они стали понижать планку бюджета. Я никогда ни под что не подстраивал свой сценарий. Перечитывая его сейчас, я замечаю, что он не такой хороший, каким я бы его написал сегодня, но я знаю, чего хотел добиться, и знаю, что мне не позволили это сделать. Между мной и начальником была большая разница в возрасте. Ему было за 60 и он был из другого поколения. Он не был человеком из шестидесятых, который понимал подростковую тревогу и вырос с ней. Он был гораздо старше. Он подходил к теме с точки зрения эксплуатации: “Куда бы здесь вставить сисек и задниц?”, что меня никоим образом не интересовало».
Казалось, слову «эксплуатация» было суждено исчезнуть из проекта «Человек-паук», когда он перешёл к своей следующей фазе с кинематографистом Джеймсом Кэмероном.