Мать моя женщина

Многие из актёров мечтают хоть раз в жизни получить заветную премию «Оскар». Кому-то это удаётся, кто-то продолжает мечтать, а кто-то в погоне за позолоченной статуэткой умудряется завоевать ровно противоположную награду – «Золотую малину». Именно это произошло с титулованной актрисой Фэй Данауэй, сыгравшей в биографической драме «Дорогая мамочка». Фильм рассказывает о жизни легендарной голливудской дивы Джоан Кроуфорд и снят по мотивам одноимённой книги её приёмной дочери Кристины.

Жизнь маленькой Кристины, которую удочерила знаменитая актриса Джоан Кроуфорд, только внешне кажется идеальной. Казалось бы, ей должны завидовать все дети мира: она живёт в богатом доме, у неё полно игрушек, красивой одежды, все развлечения мира к её услугам. Но никто не знает, что несчастное дитя воспитывается не заботливой и доброй женщиной, а неадекватной алкоголичкой, которая в моменты перепадов настроения превращается в жуткого монстра.

Дорогая мамочка

Внешне кино производит неплохое впечатление: видно, что авторы старались, создав добротные декорации и красивые костюмы. Однако уже с первых кадров возникает чувство, что режиссёр Фрэнк Перри (кстати, номинант «Оскара» за режиссуру драмы «Фрэнк и Лиза») либо находился вне съёмочной площадки, либо в каком-то пограничном состоянии. Он в упор не заметил, что Данауэй в своём стремлении изобразить великую актрису упорно и комично переигрывает.

Сложно утверждать, не читая книги, что же именно было в романе Кристины и как на самом деле проходило её детство. Но если верить авторам фильма, легенда Голливуда Джоан Кроуфорд была буйной истеричкой с явными признаками маниакальности и шизофрении, а также очень плохой актрисой, похожей на трансвестита (даже Кристина Кроуфорд отметила, что негативный портрет её приёмной матери в фильме излишне преувеличили). Складывается впечатление, что для создания образа Фэй Данауэй пересмотрела кучу фильмов с Джоан Кроуфорд. Затем на их основе она слепила некий отдельный персонаж и подала его зачем-то жутко гротескно и даже пародийно. То ли актриса переоценила свои способности и увлеклась, то ли просто не справилась, но большинство драматических эпизодов она проваливает, чем заставляет ухмыляться.

Дорогая мамочка

Когда Фэй Данауэй соглашалась на роль, она, очевидно, мечтала о втором «Оскаре», особенно после прокола с партией в фильме «Первый смертный грех», принёсшей ей первую номинацию на «Золотую малину». В итоге «Дорогая мамочка» не только принесла ей «ягоду», но и пошатнула карьеру настолько, что актриса в дальнейшем даже заворачивала интервью, если речь в них шла об этой картине.

Практически все актёры играют из рук вон плохо. Юная Мара Хобел в роли маленькой Кристины постоянно выдаёт не те эмоции, которые нужны, временами впадая в неуместную для ребёнка патетику (нужно ли говорить, что звездой кино девочка не стала). Сыгравшая Кристину-подростка Диана Скарвид вообще отдельный случай: актриса играет так, словно находится под воздействием мощных психотропных веществ и ей трудно ходить и говорить. Но самое интересное начинается, когда Данауэй и Скарвид появляются в кадре одновременно.

Особенно веселят безумные сцены скандалов. Призванные ужаснуть зрителя чудовищными отношениями матери и дочери, они вызывают лишь истерический смех – больше всего в сцене драки Джоан и Кристины. Иногда закрадывается мысль, что актёры ведут себя так нарочно, поскольку придумать иное оправдание для творящегося на экране беспредела нельзя.

Куча диалогов, незабываемых в своей нечаянной нелепости, вполне способны стать интернет-мемами («Тина, принеси мне топор!», «Я сказала, никаких проволочных вешалок!»), а сам фильм выглядит как дикая пародия на все голливудские байопики вместе взятые.

На «Золотой малине» «Дорогая мамочка» стала абсолютным победителем, завоевав 5 антипремий из 9 номинаций – худший фильм, сценарий, актриса (Данауэй), актриса второго плана (Скарвид) и актёр второго плана (Стив Форрест), но в прокате окупилась, собрав почти в 4 раза больше вложенных в неё денег. Тем не менее, просмотр «Дорогой мамочки» – отнюдь не пустая трата времени, особенно если учесть, что всё происходящее на экране выглядит как сумасшедшая комедия.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Что-то мне слабо верится в то, что Джоан была плохой актрисой. Да, под конец жизни снималась в разном трэше, но стоит посмотреть хотя бы «Лицо женщины» или «Милдред Пирс», чтобы убедиться в обратном — она была потрясающей актрисой, которой не дали раскрыться в полную силу. Ее внешний облик конца 50х (чем вдохновлялись создатели фильма «Дорогая мамочка») это отдельная тема, для этого нужно копнуть истории самой Джоан Кроуфорд. Этот фильм мне сложно назвать комедией, я попыталась вникнуть в его суть: конфликт дочери и матери. Да, это снято безбожно, временами происходящее на экране скатывалось в фарс; да, актеры слишком увлеклись подражанию актерской школе 50х годов (театральность произношения реплик, манера двигаться, мизансцены, в общем, его смело можно сравнить с фильмом «Королева пчел» 1955); да, Фэй Данауэй включила диву по полной на съемках, отвоевывая каждый крупный план и подражая манере игры поздней Кроуфорд. Но как-то грустно смотреть фильм и понимать, что сошлись два одиночества: женщина, которая всю жизнь грызла и пробивала себе дорогу к успеху, и как он оказался хрупок, которая завидует благополучию и сытому детству своей дочери (по ее мнению), хочет чтобы ее девочка стала таким же бойцом и добивалась всего сама, не пользуясь привилегиями «золотого отпрыска»; и девочка, которая по малолетству либо в силу характера считает что отдать в приют подаренные на ДР подарки кроме одного, это жестокая несправедливость. Черт возьми, детка, это 40-е годы, война, депрессия, финансовый кризис, многие вообще жили без самого необходимого. Эпизод с мясом: тогда действительно существовало мнение что непрожаренное мясо полезней, гемоглобина больше и витаминов (опять-таки мясо в военное время, пускай Америка до последнего не входила в войну…). Тогда много было чего веселого: в 30-е продавали радиоактивные маски красоты, верили что курение безопасно для детей, что дети всегда должны быть тихими и спокойными чтобы не докучать взрослым. И слушаться их во всем. Это срез времени, который увлекательно рассматривать и радоваться, что мы живем в другое время. Исходя из фильма обе героини очень упрямы и практически никогда не могут идти на компромисс, в этом они очень похожи- девочка учиться лгать и притворяться, а мать не может выйти из образа великой актрисы вне съемочной площадки. Грустно, но интересно в общем. Сама книга на русский не переводилась, что там правда, а что литературные приукрасы, мы уже не узнаем. Однако остается ощущение, что девочка выросла, но так и осталась той обиженной девочкой, которая продолжает обиженно говорить: «вот я ей покажу!» и показывает всю жизнь. А фильм получился своего рода насмешкой на это «вот я ей!».

  2. Я специально добавил приписку «если верить авторам фильма», поскольку их стараниями она выглядела именно такой, что как раз абсолютно не соответствовало истине

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here