Сквозь боль
Сёстры-американки Кэти (Лили-Роуз Мелоди Депп) и Лора Барлоу (Натали Портман) приезжают в Париж, чтобы провести несколько сеансов спиритизма. Там их замечает Андре Корбен (Эммануэль Салинжер) – попавший в финансовую яму маститый кинопродюсер, которому остро необходим новый мощный проект. Магнат предлагает сёстрам сняться в его постановках. Взамен их ждут признание и богатство. Но что, если Лора и Кэти что-то скрывают?
Картина Ребекки Злотовски – молодого постановщика и опытного сценариста из Франции – концентрируется на предвоенной Франции 1930-х годов, на общении главных героев с духами усопших, на флэшбэках и грёзах наяву, но фактически это завуалированная история о жизни и смерти. Неискушённой публике, однако, придётся продираться сквозь тернии из многочисленных разговорных сцен и сцен вызова духов. Последних немало, но не стоит ожидать от них изобретательности – они выполняют сугубо вспомогательную роль. На первый план в «Планетариуме» выходят размышления о потери близкого человека, запретной любви и тех рамках, которые устанавливаем мы для себя сами и которые создаёт нам социум.
Дочь Джонни Деппа здесь выполняет чисто декоративную функцию: Лили-Роуз весь фильм проводит с одинаковым выражением лица, хлопает ресницами, с ленцой выдавая пару-тройку заученных фраз. Портман же демонстрирует многие грани своего таланта: актриса изящна, грациозна, сексуальна и загадочно-безрассудна. А дуэт американки израильского происхождения с Эммануэлем Салинжером безусловно удался. У их персонажей нет тесного контакта, но чувствуется напряжение, в том числе сексуальное, витающее между инфантильным, но властным Андре и мужественной, но чувственной Лорой. Кинопродюсеру также уделяется достаточно времени. Его герой таит в себе много тайн. И разгадать их – особое удовольствие для зрителя.
Хорош визуальный ряд: заслугу в этом вместе с монтажёром Жюльеном Лашери («Сорванец») должны разделить оператор Жорж Лешаптуа («Гранд Централ. Любовь на атомы») и художник-постановщик Катя Вышкоп («Сен-Лоран. Стиль – это я», сериал «Версаль»). Игра со светом, композиционное построение кадра – тут определённо есть от чего причмокнуть губами в изумлении!
С другой стороны, картина вышла у Злотовски неспешной, выдержанной в неровном темпе. И это вряд ли её достоинство. Интригующая завязка довольно скоро сменяется утомительно-скучной основной частью действа. Герои переливают из пустого в порожнее, будто намеренно замедляя темп развития событий, погружаются в грёзы и рефлексируют. И всё это только для того, чтобы в финале режиссёр подвёл нас к ожидаемому и довольно пресному финалу. Тайна, которую скрывают сёстры Барлоу, оказывается довольно прозаичной, а внутренние конфликты персонажей – не раскрываются до конца. Также появляются практически ничего не дающие главной сюжетной линии второстепенные герои. Среди них стоит выделить женского любимчика Луи Гарреля («Мечтатели», «Друзья»). Его персонаж – в противовес остальным героям второго плана – получился цельным и небезынтересным.
Несмотря на немногочисленные достоинства, работу француженки можно признать смелым, но не самым удачным высказыванием на темы любви и одиночества, долга и необоримой силы желания. Препарируя труды Платона и Луция Сенеки, режиссёр ищет потаённые смыслы в утрате близкого человека, но, как и любой из нас, приходит к печальному, но очевидному выводу. Корбен и Лора озабочены той же проблемой, но их душевные метания не несут в себе свежих идей, не увлекают драматургически. Кажется, что «Планетариум» можно было бы смело сократить раза в два – хуже от этого бы точно не стало.
Вердикт: Недожаренная авторская лента, в которой однозначно хороши только Натали Портман и работа художника-постановщика.
7 |
5 |
5 |