Одной половине человечества всегда непонятно, почему что-то нравится другой
Эмма
В июне исполняется двадцать лет со дня выхода на экраны романтической комедии «Эмма» Дагласа МакГрата по одноимённому роману Джейн Остин. Фильм является совместным производством Великобритании и США и одной из самых кассовых экранизаций Остин.
Взявшись экранизировать классический британский роман, американский режиссёр Даглас МакГрат поставил перед собой не совсем простую задачу. С одной стороны, «Эмма» – не сложный по сути роман, имеющий линейный сюжет и много приятных действующих лиц. С другой, очередная экранизация классики, тем более британской, должна отличаться от предшественников хотя бы до определённой степени.
До МакГрата «Эмму» переносили на экран семь раз, причём роман Остин облюбовали как британцы, так и американцы. Британский BBC отдал дань книге целых три раза, а вот американские коллеги превзошли англичан, экранизировав «Эмму» четыре раза. Причём фильм 1995 года «Бестолковые» был современной адаптацией текста Джейн Остин, специально заточенный под американскую подростковую аудиторию. Так что у МакГрата было, где черпать вдохновение, работая над сценарием собственной «Эммы».
Как сценарист МакГрат уже работал над эпизодами американского сериала «Закон Лос-Анджелеса» и фильмом Вуди Аллена «Пули над Бродвеем». К слову, за последнюю работу МакГрат и Вуди Аллен даже были номинированы на «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий».
Предыдущий опыт явно помог МакГрату в работе над сценарием «Эммы», считающимся самым длинным романом Джейн Остин, написанным в течение четырнадцати месяцев. Известно, что МакГрат постарался досконально изучить биографию писательницы, ведь считается, что в романе немало автобиографических деталей. Действие происходит в Суррее, и Хайбери, которые во многом напоминают Букхем, место, которое Джейн Остин часто навещала и хорошо знала.
Шарады, о которых немало говорится в романе, пользовались большой популярностью в семье Остин. И сама Джейн частенько сочиняла шарады, которые потом с увлечением разыгрывались её близкими. Брат Джейн, Генри, послужил прототипом для мистера Уэстона. Мать писательницы выведена в нескольких персонажах книги. Болезненность и мнительность миссис Черчилл – одна из черт характера миссис Остин. В характере и поведении мистера Вудхауса также узнаются черты матери писательницы. История усыновления Фрэнка богатой четой Черчиллов похожа на усыновление брата Эдварда четой Найтов. Ну а интеллектуальные метания Эммы напоминают интеллектуальное одиночество самой Остин.
Столь скрупулёзное погружение в тему не было напрасным и помогло МакГрату бережно и с особым тактом перенести текст британской писательницы на экран.
Дочь состоятельного помещика и большая мечтательница, Эмма, пытается разнообразить свой досуг, организовывая чужую личную жизнь. Будучи уверенной, что она никогда не выйдет замуж, Эмма выступает в роли свахи для своих подруг и знакомых, но жизнь, как и полагается, преподносит ей сюрприз за сюрпризом.
Один из литературных критиков XIX века как-то написал, что главная тема «Эммы» – это брак во всех его проявлениях. А ещё это роман о личных взаимоотношениях разных людей. Так, Фрэнк Черчилл, Джейн Фэйрфакс, Гарриет Смит, Филип Элтон и другие герои «Эммы» интереснейшим образом взаимодействуют друг с другом, и когда Эмме кажется, что её цель достигнута, каждый из персонажей её «свадебной» интриги оказывается гораздо более непредсказуемым, чем героиня думала в начале. Да и сама Эмма понимает, что давно нашла свою любовь, только почувствовав укол ревности, чего сама от себя никак не ожидала.
Возможно, секрет «Эммы» в том, что она так же правдоподобна, как наша собственная жизнь, и в такой же степени конкретна.
Добавим к этому традиционную атмосферу очарования и уюта, которые часто называют среди характерных черт произведений Остин.
В своих оценках Эмма никогда не исходит из непонятных, не относящихся к делу идеалов, а всегда опирается на реальные факты, на события вокруг, на устремления своих героев. Её волнуют не абстрактные принципы, а счастье людей.
Возможно, образ Эммы не получился бы таким полнокровным в фильме, если бы не восхитительная игра Гвинет Пэлтроу. До собственно «Эммы» будущая звезда «Влюблённого Шекспира» успела сняться в ряде лент разных жанров и всякий раз показывала себя талантливой и чуткой актрисой. Под стать Пэлтроу её партнёр, британский актёр Джереми Нортэм в роли мистера Джорджа Найтли. Найтли – давний друг и наставник Эммы и единственный в мире человек, открыто критикующий её поступки.
Дуэт Пэлтроу-Нортэма получился по-настоящему красивым и искромётным. Здесь нужно отдать должное МакГрату, который, во всём следуя сюжету книги, от души добавил ироничных диалогов Найтли и Эмме, которые были призваны не просто «оживить» роман Остин, но и сделать более очевидным скрытое влечение двух главных героев. Неудивительно, что фильм, вслед за романом, разлетелся на цитаты. «Умный мужчина не пожелает взять в жёны дурочку», «Если я и очаровательна, это ещё не причина выйти замуж».
Благодаря стараниям МакГрата и всей съёмочной группы, фильм получил две номинации на «Оскар», одна из которых за «Лучшую музыку к фильму» обернулась статуэткой.
Кинокритики также оказались благосклонны к очередной экранизации Остин, отметив, что фильм МакГрата покоряет яркой игрой Пэлтроу, а спокойное и игривое настроение ленты создаёт необходимый настрой и очаровывает уже с первых минут.
Наверное, прав был Вальтер Скотт, когда-то написавший о романе Остин, что «Эмма» показывает «глубокое знание человеческого сердца». А сердце обмануть не может. Что бы там ни говорили.