Одной половине человечества всегда непонятно, почему что-то нравится другой
Эмма

В июне исполняется двадцать лет со дня выхода на экраны романтической комедии «Эмма» Дагласа МакГрата по одноимённому роману Джейн Остин. Фильм является совместным производством Великобритании и США и одной из самых кассовых экранизаций Остин.

Взявшись экранизировать классический британский роман, американский режиссёр Даглас МакГрат поставил перед собой не совсем простую задачу. С одной стороны, «Эмма» – не сложный по сути роман, имеющий линейный сюжет и много приятных действующих лиц. С другой, очередная экранизация классики, тем более британской, должна отличаться от предшественников хотя бы до определённой степени.

Эмма

До МакГрата «Эмму» переносили на экран семь раз, причём роман Остин облюбовали как британцы, так и американцы. Британский BBC отдал дань книге целых три раза, а вот американские коллеги превзошли англичан, экранизировав «Эмму» четыре раза. Причём фильм 1995 года «Бестолковые» был современной адаптацией текста Джейн Остин, специально заточенный под американскую подростковую аудиторию. Так что у МакГрата было, где черпать вдохновение, работая над сценарием собственной «Эммы».

Как сценарист МакГрат уже работал над эпизодами американского сериала «Закон Лос-Анджелеса» и фильмом Вуди Аллена «Пули над Бродвеем». К слову, за последнюю работу МакГрат и Вуди Аллен даже были номинированы на «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий».

Предыдущий опыт явно помог МакГрату в работе над сценарием «Эммы», считающимся самым длинным романом Джейн Остин, написанным в течение четырнадцати месяцев. Известно, что МакГрат постарался досконально изучить биографию писательницы, ведь считается, что в романе немало автобиографических деталей. Действие происходит в Суррее, и Хайбери, которые во многом напоминают Букхем, место, которое Джейн Остин часто навещала и хорошо знала.

Эмма

Шарады, о которых немало говорится в романе, пользовались большой популярностью в семье Остин. И сама Джейн частенько сочиняла шарады, которые потом с увлечением разыгрывались её близкими. Брат Джейн, Генри, послужил прототипом для мистера Уэстона. Мать писательницы выведена в нескольких персонажах книги. Болезненность и мнительность миссис Черчилл – одна из черт характера миссис Остин. В характере и поведении мистера Вудхауса также узнаются черты матери писательницы. История усыновления Фрэнка богатой четой Черчиллов похожа на усыновление брата Эдварда четой Найтов. Ну а интеллектуальные метания Эммы напоминают интеллектуальное одиночество самой Остин.

Столь скрупулёзное погружение в тему не было напрасным и помогло МакГрату бережно и с особым тактом перенести текст британской писательницы на экран.

Дочь состоятельного помещика и большая мечтательница, Эмма, пытается разнообразить свой досуг, организовывая чужую личную жизнь. Будучи уверенной, что она никогда не выйдет замуж, Эмма выступает в роли свахи для своих подруг и знакомых, но жизнь, как и полагается, преподносит ей сюрприз за сюрпризом.

Эмма

Один из литературных критиков XIX века как-то написал, что главная тема «Эммы» – это брак во всех его проявлениях. А ещё это роман о личных взаимоотношениях разных людей. Так, Фрэнк Черчилл, Джейн Фэйрфакс, Гарриет Смит, Филип Элтон и другие герои «Эммы» интереснейшим образом взаимодействуют друг с другом, и когда Эмме кажется, что её цель достигнута, каждый из персонажей её «свадебной» интриги оказывается гораздо более непредсказуемым, чем героиня думала в начале. Да и сама Эмма понимает, что давно нашла свою любовь, только почувствовав укол ревности, чего сама от себя никак не ожидала.

Возможно, секрет «Эммы» в том, что она так же правдоподобна, как наша собственная жизнь, и в такой же степени конкретна.

Добавим к этому традиционную атмосферу очарования и уюта, которые часто называют среди характерных черт произведений Остин.

В своих оценках Эмма никогда не исходит из непонятных, не относящихся к делу идеалов, а всегда опирается на реальные факты, на события вокруг, на устремления своих героев. Её волнуют не абстрактные принципы, а счастье людей.

Эмма

Возможно, образ Эммы не получился бы таким полнокровным в фильме, если бы не восхитительная игра Гвинет Пэлтроу. До собственно «Эммы» будущая звезда «Влюблённого Шекспира» успела сняться в ряде лент разных жанров и всякий раз показывала себя талантливой и чуткой актрисой. Под стать Пэлтроу её партнёр, британский актёр Джереми Нортэм в роли мистера Джорджа Найтли. Найтли – давний друг и наставник Эммы и единственный в мире человек, открыто критикующий её поступки.

Дуэт Пэлтроу-Нортэма получился по-настоящему красивым и искромётным. Здесь нужно отдать должное МакГрату, который, во всём следуя сюжету книги, от души добавил ироничных диалогов Найтли и Эмме, которые были призваны не просто «оживить» роман Остин, но и сделать более очевидным скрытое влечение двух главных героев. Неудивительно, что фильм, вслед за романом, разлетелся на цитаты. «Умный мужчина не пожелает взять в жёны дурочку», «Если я и очаровательна, это ещё не причина выйти замуж».

Благодаря стараниям МакГрата и всей съёмочной группы, фильм получил две номинации на «Оскар», одна из которых за «Лучшую музыку к фильму» обернулась статуэткой.

Кинокритики также оказались благосклонны к очередной экранизации Остин, отметив, что фильм МакГрата покоряет яркой игрой Пэлтроу, а спокойное и игривое настроение ленты создаёт необходимый настрой и очаровывает уже с первых минут.

Наверное, прав был Вальтер Скотт, когда-то написавший о романе Остин, что «Эмма» показывает «глубокое знание человеческого сердца». А сердце обмануть не может. Что бы там ни говорили.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here