Шум в сердце

Тысяча девятьсот пятьдесят четвёртый год от Рождества Христова. Франция, город Анже. Подросток Лоран Шевалье (Бенуа Феррё), сохраняющий трепетные отношения со своей матерью Кларой (Леа Массари), делает первые шаги во взрослом мире. Он страдает пороком сердца, но это не мешает молодому человеку вести энергичный образ жизни: заигрывать со сверстницами, алкоголем и сигаретами. Старшие братья становятся для Лорана примером – на них он равняется, им он подражает. Их весёлые, разукрашенные яркими красками будни манят юного Шевалье цветочно-ванильными благоуханиями женских платьев и терпкими, табачными ароматами злачных баров и захудалых закусочных. Но, вопреки всем предположениям, поиски первого сексуального опыта приводят мальчугана к неожиданному повороту.

Работа Луи Маля – ученика Жака-Ива Кусто и одного из ярчайших представителей молодого поколения французского кинематографа пятидесятых-шестидесятых годов – в своё время вызвала фурор в обществе. Тема, лейтмотивом скользящая сквозь двухчасовое полотно француза, являлась для тех лет табуированной. Но не только эпатаж привлёк внимание зрителя. Сам фильм оказался точным и метким высказыванием на злободневные, актуальные темы и, вне всякого сомнения, был мастерски снят. Неудивительным итогом стали номинации «Шума в сердце» на главную награду Американской киноакадемии (премию в номинации «Лучший адаптированный сценарий по мотивам ранее не опубликованного материала или документальных фактов» в тот год унёс Майкл Ритчи со своим «Кандидатом») и в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля.

Получив навыки режиссуры в документалистике в 1956 году (его первой картиной стал оскароносный, совместный с Кусто фильм «В мире безмолвия»), спустя год Маль дебютировал в игровом кино с экранизацией романа Ноэля Калефа «Лифт на эшафот». Лента была благосклонно принята критиками и зрителями, став через несколько десятилетий классикой европейского криминального жанра. А ведь на момент премьеры фильма постановщику было всего двадцать пять лет! Громкая заявка помогла Малю утвердиться на небосводе французского кинематографа и – во второй половине семидесятых – попасть в Голливуд.

Для зрителя европейского самобытный режиссёр запомнился тем, что часто обращался в своих работах к запретным, опасным темам. В военной драме 1973 года «Лакомб Люсьен» речь идёт о пособничестве французской стороны фашистской Германии в годы Второй мировой. Экзистенциональная притча «Затухающий огонёк», поставленная по литературному труду Пьера Дрё Ла Рошелля, рассказывает о суицидальных наклонностях представителя парижской богемы, беспроблемного на первый взгляд Алена Леруа. Неизменный рефрен Маля обнаруживается и в «Шуме в сердце» – его десятой полнометражной картине.

Шум в сердце

Сердце Лорана Шевалье, несмотря на болезнь, работает с полной отдачей. Герой Маля имеет отличную успеваемость в школе и бессовестно мастурбирует, с упоением слушает актуальные музыкальные пластинки и учится бедокурить, читает Альберта Камю и заглядывается на женские ножки. В нём режиссёр видит себя, в нём – показывает любого из нас. Поразительно, но фильм, вышедший сорок лет тому назад, полон энергии, в нём чувствуется огромный запас жизненных сил. Несмотря на затрагиваемые лентой скользкие вопросы – и ту самую сцену, визуально преподнесённую, впрочем, предельно тактично, – «Шум в сердце» является скорее панегирической одой жажды жизни, нежели философским размышлением о добродетелях.

На периферии сюжета не раз возникают истории о войне в Индокитае – войне Франции за сохранение своих колоний. Эта тема подаётся легко, намёками и полушутя, несерьёзно, но нельзя не заметить, что для постановщика она – животрепещуща. Нельзя не оценить, как ловко он увязывает спокойную, размеренную жизнь во Франции и глупые, бессмысленные смерти на юго-востоке Азии. Некоторые критики сравнивали картину с одной из лучших работ Франсуа Трюффо – «Четырьмястами ударами» 1959 года. Фильм одного из самых видных деятелей французской новой волны – также о периоде взросления – наполнен тонким психологизмом, поэтическими образами и меткими метафорами, рассуждениями о несоответствии желаемого и действительного.

Но всё же фильм не об этом. В центре внимания создателя – Лоран и его отношения с родственниками и внешним миром. Первый поцелуй, первые объятия… не всегда первые серьёзные свершения оборачиваются приятными вещами. Не оборачиваются они и у Марля. Но вся соль постановки не в том, как и когда, а зачем: младший Шевалье ещё не осознаёт своих будущих возможностей, не видит людей так, как их видят взрослые, но жизнь – эта лихая взбалмошная красотка – уже требует от него смелости и чувство такта. И он демонстрирует их, пускаясь во все тяжкие (в контексте порядков семидесятых, разумеется) вместе с братьями, пробуя на вкус женские губы, прикладываясь к горлышку бутылки.

Шум в сердце

Лента полностью лишена морализаторства, для тех лет технически безупречна, а об игре Бенуа Феррё можно отзываться только в комплементарных тонах. На момент съёмок юному актёру было всего 15 лет, но он создал на экране цельный образ подростка – колючего, в чём-то слабохарактерного, но с упорством ищущего пути взросления. Он хочет быть таким, как и его старшие братья: курить на балконе, развлекаться с миловидными барышнями, драться, полноценно участвовать в жизни страны. Но все эти его желания – не стремление возвыситься над окружающими, не лишний повод потешить своё эго, а обычное, присущее каждому из нас, пускай и не всегда лежащее на поверхности, стремление вспрыгнуть на подножку улетающего в будущее трамвая под названием «взрослая жизнь». Стремление это коррелируется с расхожим выражением о том, что запретный плод сладок, и перекликается с работами не только мастеров европейского кино второй половины двадцатого века, но также с античными поэмами и современными романами. К примеру, в классическом произведении Гомера «Одиссея» ментально схожий путь проходит Телемах, а о шестнадцатилетнем герое Холдене Колфилде Джэрома Сэлинджера из «Над пропастью во ржи» слышал, наверное, каждый. Именно эта, без всяких сомнений, актуальная для любого исторического периода проблематика делает из «Шума в сердце» соответствующее велению времени киновысказывание – меткое и точное.

Поговаривают, что одна из тем фильма (та самая, фривольная) была выкристаллизована режиссёром не на пустом месте. Якобы история эта автобиографична, а при первом просмотре «Шума в сердце» мать Маля едва не лишилась чувств. В одном из многочисленных интервью Маль даже признался: «Моя страсть к джазу, моя любовь к литературе, а также тирания двух моих старших братьев… да, всё это близко к истине». Где здесь правда, а где – вымысел (возможно, все громкие заявления – дополнительная реклама картине), судить не нам. Мы можем лишь по достоинству оценить крепкую, ладно скроенную работу француза и порадоваться за его героев – открытых самому дыханию жизни и новым ярким впечатлениям.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here