Молодой мужчина Филип Уинтроп (Марк Дэймон) отправляется из Бостона в поместье Ашеров, где он желает воссоединиться со своей невестой Мадлен (Мирна Фэйхи). Однако брат Мадлен – Родерик (Винсент Прайс) – встречает Филипа совсем не так, как тот рассчитывал. Вместо почестей и радушного приёма один из владельцев дома настаивает на скорейшем отъезде жениха. Перед Филипом встаёт дилемма: остаться в поместье с целью оспорить решение хозяина дома или сдаться под его напором, забыв о своих посягательствах на его сестру. Между тем в доме начинают твориться странные и необъяснимые вещи.
Немногим известно, что фильм по трудам Эдгара Аллана По стал по существу первой лентой Роджера Кормана («Маска красной смерти»), которую режиссёр снял по новым методикам. Обыкновенно американец довольствовался малым, снимая фильмы класса «Б», экономя на времени и бюджете и потакая интересам масс. Однако для «Дома Ашеров» постановщик сделал исключение.
Так, для работы над картиной использовались самые передовые на тот момент технологии, а к написанию сценария картины был привлечён знаменитый писатель-фантаст Ричард Мэтисон («Я – легенда!», «Невероятно уменьшающийся человек»). Его текст довольно сильно изменил оригинальную историю автора «Убийства на улице Морг», сместив акценты рассказа от гротескной готики к мрачной романтике, сделав упор на любовной линии между Филипом и Мадлен, которая в оригинале фактически отсутствовала. Оператором фильма выступил Флойд Кросби – обладатель премии «Оскар» за ленты «Табу» и «Ровно в полдень».
В настоящее время фильм Роджера Кормана может показаться неподготовленному зрителю диким анахронизмом. Действительно, визуально вольная экранизация рассказа Эдгара Аллана По выглядит весьма устаревшей. Тут вам и отсутствие спецэффектов, без которых не обходится ни один уважающий себя современный хоррор, и неспешность происходящего, и старомодный монтаж, и классическая актёрская игра. Но всё это с лихвой перечёркивается атмосферой картины.
Безысходность происходящего ощущается буквально во всём. Огромную роль в этом играет профессионализм художника-постановщика Дэниэла Хэллера. Близкий товарищ Кормана, не раз сотрудничавший с режиссёром на различных проектах, сумел мастерски передать царящие в родовом поместье Ашеров уныние и абсолютную обречённость его обитателей. В этом плане достаточно интересной представляется сцена ближе к концу фильма, в которой герой Марка Дэймона попадает в кошмарный полубредовый сон. Прибегая к игре света и тени, используя сообразную цветовую палитру и разнообразную осветительную аппаратуру, Корман добивается весомого результата: фантасмагорические образы, всплывающие в воспалённом сознании Уинтропа, взывают к глубинным человеческим страхам и по-настоящему пугают неискушённого зрителя, отпечатываясь в его сознании на долгое время.
Безнадёжность ситуации, обрушивающаяся с самых первых кадров, не ослабляет своей железной хватки вплоть до финальных титров. В этом смысле творение Кормана созвучно литературным трудам писателя-экспрессиониста Густава Майринка и отца жанра «хоррор» Говарда Филлипса Лавкрафта. Непроницаемая тьма и стойкое ощущение несомненного присутствия первозданного необоримого зла – те составляющие, во многом благодаря которым «Дом Ашеров» производит впечатление изысканной тёмной сказки для взрослых.
«Дом Ашеров» стал первой картиной для Роджера Кормана, которую он снял в цвете. Её бюджет составил 250 тысяч долларов.
Для финальной сцены был сожжён настоящий дом, который стоял в очереди на снос.
В 2005 году картина Кормана была включена в Национальный реестр фильмов США для хранения в Библиотеке Конгресса.
«Дом Ашеров» стал для Кормана первой из восьми лент, снятой по произведениям Эдгара Аллана По.
В 2009 году персона Кормана была удостоена почётного «Оскара» за вклад в развитие кинематографа.
Пожалуй, «Дом Ашеров» – вершина творческой карьеры Роджера Кормана. Но успех постановки вряд ли бы был настолько осязаемым, если бы в картине не принял участие великолепный Винсент Прайс («Лора», «Эдвард руки-ножницы»). Мастерская работа актёра по заслугам оценена знатоками кино. Его герой вызывает неподдельное сопереживание, но назвать его истинным положительным персонажем истории ни в коем случае нельзя. Сочетая в себе трагизм героев Уильяма Шекспира и тёмную загадочность протагонистов Брэма Стокера и Энн Райс, Родерик перетягивает одеяло на себя, становясь по сути центральным ядром постановки, оттесняя на периферию Уинтропа и Мадлен.
Вместе с тем труд Мирны Фейхи также не стоит обходить стороной. Воплощённый ею на экране образ – совокупность иррационального и реального в чувственной женской натуре. Трансцендентальные видения и яркая, полная красок картина жизни – два компонента, победа одного из которых знаменует собой переход личности в иное царство – царство теней и тёмных сил. Любовь – возможно, главенствующий фактор в противовес тому. Но даже столь сильное чувство не способно победить зло. Зло, исходящее из глубины человеческого сознания.
Если образы главных героев можно анализировать с разных сторон, то основная идея картины интерпретируется однозначно. Помятуя о библейских мотивах, Корман выводит нехитрую формулу, гласящую о неизбежности кары для людей, совершаемых злонамеренные поступки. Пороки души – главная причина гибели дома Ашеров. Но вместе с тем трактуемый определённым образом смысл может быть применён как к прошлому, так и к настоящему времени действия. Забывая в течении трудодней о главном, человек способен не заметить грань, отделяющую жизнь праведную от жизни во грехе. Пожалуй, это, равно как и художественные достоинства «Дома Ашеров», главный вывод, который стоит сделать после просмотра фильма Кормана.