Первая причина – это ты
Клэй Дженсен (Дилан Миннетт) находит на пороге своего дома запакованную коробку с аудиокассетами. Пытаясь выяснить происхождение посылки, парень узнаёт, что её уже получали и лучший друг, и одноклассники, правда, о содержании кассет ему рассказывать отказываются. Слушая первую запись, Клэй понимает, что с ним говорит одноклассница Ханна Бейкер (Кэтрин Лэнгфорд), не так давно покончившая с собой. На этих семи кассетах она расскажет о тринадцати причинах, побудивших её отойти в мир иной.
Пока фестивальные снобы спорят об уместности присутствия стриминговых сервисов в конкурсной программе, Netflix продолжает вкладывать в проекты («Корона», «Машина войны», «Окча») немаленькие суммы и привлекать к их созданию именитых режиссёров и продюсеров. Над «13 причинами почему» трудились Том МакКарти, режиссёр и сценарист «В центре внимания», и популярная певица Селена Гомес, грезившая проектом с 2011 года и выступившая на нём исполнительным продюсером. Сценарием занимался лауреат Пулитцеровской премии Брайан Йорки, адаптировав одноимённый роман Джея Эшера.
С первых серий цепляет необычность повествования. Рассказ о трагическом событии подан от лица жертвы, а кто виноват в большей степени создатели скрывают до последнего. Героев представляют сразу, однако раскрывают их характеры и отношения с почившей Ханной понемногу в каждой серии. Влияние поступков персонажей поражает всякий раз, ведь школьники жестоки. Критичные замечания к внешности, поведению и уровню знаний часто приводят к обострению обстановки в отдельно взятом классе. Проект говорит с молодёжью на понятном для неё языке. «13 причин почему» подробно раскрывают тему «полоскания в грязном белье» в американских школах – и не обходится без травли и кибербуллинга, которого, к слову, не было в первоисточнике.
Красной нитью через все тринадцать серий проходит использование современных технологий, что выглядит иронично на фоне старых аудиокассет главной героини. Сериал снят в клиповой манере: резкие смены кадра, переход от одной сцене к другой, визуальные галлюцинации главного героя, плюс соседство британских рокеров Joy Division с инди-попом вроде St. Vincent. Диалоги героев естественны, проблемы – реальные. Согласно недавним исследованиям, смерть от самоубийства наиболее часто встречается у американцев в возрасте от 10 до 24 лет. Психологи и руководство школ стараются помочь детям, но неумолимая статистика говорит о слабом эффекте от этой деятельности.
К чести создателей, насилие и суицид в «13 причинах…» показаны без прикрас. Этого хватает, чтобы понять весь их ужас и мерзость, а также то, почему Ханна Бейкер так поступила с собой. И тут не романтизируются самоубийства, о чём пишут некоторые критики, а есть лишь подростки и сложные отношения между ними, которые обостряются под гнётом обстоятельств и происходящих событий. Создатели сериала не навязывают своё отношение к происходящему – лишь делятся фактами. Выводы оставлены на откуп зрителю. Здесь нет ни одного однозначно положительного или отрицательного героя. Обиднее всего в этом контексте за родителей подростков – они порой просто не знают, где пропадает их чадо и какие трудности творятся в его жизни. Нежелание и боязнь детей впустить пап и мам в круг своих проблем – это ещё одна печальная действительность, о которой говорит сериал.
В конце «13 причин почему» оставляет своих героев у разбитого корыта: кто-то переживает депрессию после открывшихся фактов, другой осознаёт, что мог что-то сделать, но не стал, а остальные пересматривают своё отношение к сверстникам. Ханна Бейкер ушла, а после неё остались причины. Причины жить.