За последние десятилетия телевидение доказало, что сериалы по качеству могут ни в чём не уступать (а то и превосходить) полнометражное кино, а анимация вполне может быть взрослым развлечением. С детским же телевидением всё не так однозначно: прошло много времени с тех пор, как детский блок канала ABC транслировал диснеевские сериалы вроде «Утиных историй» и «Чёрного Плаща», ставших своего рода классикой. За это время детская анимация эволюционировала, превратившись в уникальное явление.
Шоу Рена и Стимпи / The Ren and Stimpy Show (1991-1996)
Появившийся в 1979 году детский канал Nickelodeon изначально не имел собственных программ, пока в 1991-м не запустил три оригинальных мультсериала: «Ох уж эти детки», «Даг» и «Шоу Рена и Стимпи». Последний был творением аниматора канадского происхождения Джона Крисфалуси. И хотя сериал родился на его собственной анимационной студии Spümcø, все права на персонажей он продал Nickelodeon ещё до начала создания шоу. Трудно сказать, было ли это хорошим решением: те два года, в течении которых над «Реном и Стимпи» работали Spümcø, у Крисфалуси были регулярные разногласия с Nickelodeon, вдобавок Джон нередко срывал премьеры новых эпизодов, и в итоге был уволен, а созданием новых серий занялась другая студия. С каждым новым сезоном сериал всё сильнее терял в качестве, пока не был закрыт.
Изначально «Шоу Рена и Стимпи» имело высокие рейтинги и регулярно вызывало споры из-за своего содержания: сериал был переполнен абсурдным юмором и порой содержал такие шутки, которые сейчас какой-нибудь канал Disney не постесняется назвать недопустимыми для детского шоу. Но в этом и была его уникальность – в определённом смысле первые два сезона сериала были авторскими, наполненными уникальным визуальным стилем и чувством юмора Крисфалуси.
До сих пор различные мультсериалы стремятся быть похожими или же в наглую пытаются копировать безумную стилистику творения Джона Крисфалуси, но никому это пока не удалось. Можно сказать, это именно тот случай, когда произведение по-настоящему неповторимо.
Бэтмен / Batman: The Animated Series (1992-1995)
Успех тёмного и мрачного «Бэтмена» Тима Бертона был неоспорим, и потому у Warner Bros. Animation были развязаны руки в плане создания телевизионного аналога. Брюс Тимм и Эрик Радомски, создавая стилистику сериала, не боялись тёмных красок. Напротив: некоторые фоны рисовались на тёмной бумаге.
Авторы много сделали для развития вселенной Бэтмена – к примеру, превратив Мистера Фриза из обычного грабителя в по-настоящему трагического злодея, однако ровно противоположное они сотворили с Киллером Кроком. Отдельные серии ведут себя абсолютно серьёзно и показывают темы, которые не осмеливаются демонстрировать даже различные «взрослые» произведения, а другие позволяют себе те условности, которые только детским мультсериалам и прощают.
Но было бы глупо отрицать то, что сделал сериал для телевизионной анимации: впервые в подобном произведении был показаны выстрелы из огнестрельного оружия и человек, действительно раненый во время перестрелки.
И да – именно в этом сериале впервые появилась Харли Квинн, ныне ставшая одной из самых известных героинь комиксов, за что им отдельное спасибо.
Захватчик Зим / Invader Zim (2001-2002, 2006, 2011)
Джонен Васкез изначально не был мультипликатором. Он начал свою творческую карьеру как автор альтернативных комиксов, и уже после, по достижении им определённых успехов в этой сфере, он попал на радар канала Nickelodeon. Их сотрудничество в итоге вылилось в мультсериал про маниакального инопланетянина, сосланного куда подальше с родной планеты, хотя сам он уверен, что на самом деле его послали на Землю для её захвата.
История сериала неоднозначна: он вышел в эфир 30 марта 2001 года, а выпуск новых эпизодов в эфир прекратился спустя полтора года прямо посреди второго сезона из-за низких рейтингов и жалоб родителей. Оставшиеся серии были показаны только в 2006 году, а созданная ещё в 1999-м пилотная серия стала доступна обывателям лишь в 2011 году.
Даже среди современных мультсериалов «Захватчик Зим» может удивить необычной прорисовкой и сатирой на современное общество: Зим видит Землю достаточно неприглядным серым местом с безразличными людьми, где только одному человеку есть дело до того, что он – инопланетный захватчик. Да и того никто не слушает, ибо он всего лишь ребёнок, поневоле ставший одноклассником ассимилирующегося Зима.
Сериал быстро получил культовую славу, благодаря которой уже в этом году Nickelodeon совместно с Oni Press (издателями серии «Скотт Пилигрим») выпускают комикс по его мотивам.
Самурай Джек / Samurai Jack (2001-2004)
После создания «Лаборатории Декстера» – одного из самых популярных мультсериалов в истории Cartoon Network – Геннди Тартаковский получил от канала карт-бланш. Выходец из бывшего СССР придумал историю о Джеке – самурае, попавшем в будущее во время схватки с демоном Аку, который после его исчезновения успел захватить весь мир. Осваиваясь в новом времени, Джек намерен в первую очередь вернуться назад в прошлое и закончить битву.
Вдохновляясь работами Акиры Куросавы и Дэвида Лина, Тартаковский намеренно создавал сериал максимально кинеметографичным, не делая никаких уступок, которые зритель привык видеть в детских передачах.
«Самурай Джек» рассказал свою историю в 52 эпизодах 4 сезонов, каждый из которых пронумерован римскими цифрами. Сериал имел немалый успех, получил четыре премии «Эмми», и слухи о его полнометражной версии не перестают умолкать: сам создатель неоднократно подливает масла в огонь, рассказывая в интервью, что продолжает проталкивать своё творение в полный метр самыми разными способами, но точно пока ничего не известно.
Аватар: Легенда об Аанге / Avatar: The Last Airbender (2005-2008)
Брайан Кониецко не был новичком в анимации – в частности, он был раскадровщиком на «Захватчике Зиме», а до этого также работал на «Гриффинах» и «Царе горы». Однажды он взял свой рисунок лысого мужчины средних лет и перерисовал его ребёнком, добавив на фоне шестипалого бизона. Брайан показал этот набросок своему другу и бывшему коллеге Майклу Данте ДиМартино, и впоследствии они стали обмениваться идеями, из которых и выросла презентация, которую они показали руководству канала Nickelodeon в надежде создать мультсериал.
Получив зелёный свет, друзья не переставали создавать всё новые и новые детали. Их амбиции были велики: они хотели сделать эпическую историю наподобие «Властелина колец», «Звёздных войн» и «Гарри Поттера», но с большим уклоном в культуру Востока, вдохновляясь мифологией Азии, аниме и гонконгскими боевиками. Даже после создания пилота они не переставали менять детали придуманного мира.
В конце концов, амбиции оправдали себя – сериал получил невероятную популярность, которую вряд ли кто-либо из его авторов вообще мог ожидать. Чего стоит факт, что финальная серия второго сезона собрала для своего времени самое большое количество зрителей среди основных кабельных каналов США.
Всего спустя 5 лет после премьеры сериала вышла его полнометражная игровая адаптация с бюджетом 150 миллионов долларов (для сравнения: «Симпсоны в кино» стоили 75 миллионов, а игровая адаптация «Флинтстоунов» – 46). Увы, сам фильм был разбит в пух и прах критиками и собрал довольно скромную кассу. Но сам факт того, что кто-то решил, что экранизация мультсериала, не так давно вышедшего на кабельном, с почти полным отсутствием знаменитостей под управлением человека, не имевшего опыта в высокобюджетном кино – хорошая идея, уже говорит о многом.
Время приключений / Adventure Time (2010-2018)
Как и основатели студии Pixar и некоторые герои этой статьи, Пэндлтон Уорд был выходцем из CalArts – Калифорнийского института искусств. Позже он стал раскрадровщиком на «Удивительных злоключениях Флэпджека». Полученный впоследствии опыт он использовал для создания собственной мультипликации, изначально получившей воплощение в 7-минутной короткометражке «Время приключений». Его творение вышло в эфир Nicktoons Network (дочернее подразделение Nickelodeon) в январе 2007 года. Впоследствии были разговоры о превращении короткометражки в полноценный сериал, но ничего из них не вышло.
Мультфильм попал в интернет и стал вирусным видео, благодаря чему его заметили люди из Cartoon Network и предложили его создателю сделать то, на что их конкурентам не хватило духа. В итоге сериал, изначально получивший название «Время приключений с Финном и Джейком», начал свою трансляцию 5 апреля 2010 года.
Популярность короткометражки может показаться детским лепетом по сравнению с известностью, полученной уже самим мультсериалом. Нередко первое знакомство с ним вызывало у зрителей недоумение из-за специфического юмора и крайне непривычного стиля, но стоило посмотреть пару-тройку эпизодов – и вы вполне могли получить зависимость. С каждым новым сезоном сериал всё дальше уходил от упомянутых в названии приключений в упоение завораживающими и сюрреалистичными далями загадочной земли Ооо, что сыграло с ним злую шутку. Немалое число фанатов ругают шестой сезон за его невнятную и унылую пространность, из-за которой уже непонятно, чем мультсериал сам хочет быть.
А быть он может абсолютно любым – смешным и бойким, красивым и душераздирающим. Каким бы странным ни было происходящее, герои ведут себя как настоящие – так что не удивляйтесь, если вы будете страстно переживать за отношения 14-летнего парнишки и юной девы, состоящей из огня.
Совсем недавно появилась новость о запуске в производство полнометражного мультфильма по сериалу, который выйдет в кинопрокат. Стоит отметить, что это лишь второй подобный случай для сериалов Cartoon Network. Первый их опыт был более 10 лет назад – тогда вышли «Суперкрошки», которые не смогли окупить и без того небольшие по современным меркам затраты. Судя по всему, успех «Времени приключений» убедил канал, что стоит попытать счастье на этом поприще ещё раз.
Обычное шоу / Regular Show (2010-2017)
Ещё во время обучения в CalArts Джей Джи Куинтэл сделал две короткометражки, в которых уже появились основные персонажи «Обычного шоу». Пилотный эпизод он создал в рамках Cartoonsitute, специальной программы для производства короткого метра, свободного от влияния продюсеров и фокус-групп. Полученный результат настолько схож с запущенным впоследствии в производство сериалом, что по телевидению он транслируется наравне со всеми остальными эпизодами.
В сериале используется немало музыки из 80-х, а главные герои играют в приставку, подозрительно похожую на вышедшую в 1986 году Sega Master System. И хотя в нескольких сериях нам чётко дают понять, что действие разворачивается в то же время, в которые они и выходили, поток отсылок к поп-культуре 80-х это не останавливает. Сам Куинтел объясняет это тем, что он таким образом делает сериал интересным и для родителей детей, которые смотрят шоу.
Главного героя – Мордекая – Джей Джи отчасти срисовал с себя, когда ещё учился в университете и подзарабатывал на всяких «отстойных» работах. Почему же он и его лучший друг Ригби – синяя сойка и енот? «Потому что они крутейшие животные – выбор очевиден», – объясняет сам создатель.
В этом и суть самого шоу. Да, почти каждый эпизод происходит что-то невероятное – от Диджея, замораживающего главных героев на тысячу лет ради своей популярности, до вышедшего из игрового автомата демона, разрушающего всё на своем пути. В этом мире никого не волнует, что босс главных героев – оживший автомат со жвачкой. Всё это лишь форма, сами же герои ведут себя как обычные люди с реальными проблемами.
Выйдя всего лишь спустя месяц после «Времени приключений», «Обычное шоу» словно находится в тени своего собрата по каналу, получая заметно меньше внимания. Ну, зато проблем с перепадом качества у него никаких нет.
Удивительный мир Гамбола / The Amazing World of Gumball (2011-…)
В этом списке этот мультсериал единственный не уходит корнями в США. Дело в том, что в 2007 году Cartoon Network открыл своё подразделение в Европе, стремясь вобрать в себя всё, что осталось после роспуска европейских подразделений Nickelodeon и Jetix. Изначально студия занималась только рекламными роликами, пока Бенджамину Буклэту не пришла идея взять несколько уже созданных, но так и не попавших в рекламу персонажей и поместить их в одну обстановку – школу. Руководству понравился подход Бена, и они дали зелёный свет на запуск в производство первого и пока единственного сериала компании Cartoon Network Development Studio Europe.
Визуальный стиль «Удивительного мира Гамбола» по-настоящему уникален – хотя главные герои нарисованы не особо детально, окружающий их мир полностью трёхмерен и создаётся с помощью фотографий и программы Photoshop. Остальные персонажи сделаны всеми возможными способами: реалистичные объёмные компьютерные модели, куклы, пластилин – вплоть до реальной съёмки перевёрнутой головы с приклеенными к подбородку глазами.
Всё это форма, а что с содержанием? Сам Буклэт говорит, что многие сюжетные линии шоу были взяты из его детства и действительно происходили с ним, с кем-то из членов его семьи или кем-либо из творческой команды сериала: «Мы находим общее, что происходило с нами в жизни, и помещаем это в трёхактовую структуру». Но всё это было бы не так интересно, если бы не содержало в себе безудержный и безумный экшен: «Я всегда хотел смешать форму анимационного ситкома с чем-то вроде семейного киноразвлечения – тем, чем занимался Стивен Спилберг, когда я рос», – так описывает своё творение Буклэт.
Охарактеризовать «Удивительный мир Гамбола» кратко можно так: это тот самый случай (наравне с картинами Сальвадора Дали или, например, «Южным Парком»), когда внешний вид идеально отражает содержание, несмотря на всю свою специфичность.
Легенда о Корре / Legend of Korra (2012-2014)
Очевидно, что «Аватар: Легенда об Аанге» был законченной историей, не требующей продолжения. Но также было очевидно то, что сериал был слишком успешен, чтобы просто так взять и уйти после трёх сезонов.
Имея такой успех на руках, Брайан Кониецко и Майкл Данте ДиМартино решили не идти лёгким путём и придумали историю 16-летней Корры, нового Аватара. Канал тут же запротестовал, говоря, что «девочки будут смотреть шоу про мальчиков, но мальчики не смотрят шоу про девочек». Это глупое и, к сожалению, широко распространённое заблуждение Кониецко опроверг, ссылаясь на тестовые просмотры, на которых юные зрители мужского пола говорили, что им безразличен пол главной героини и называли её «потрясной».
Изначально в производство было запущено двенадцать 20-минутных эпизодов, и предполагалось, что это будет мини-сериал, однако позже Nickelodeon заказал ещё 14 эпизодов, чтобы в итоге получился полноценный 26-серийный сезон. А после сериал продлили на второй сезон с тем же количеством эпизодов. Итого в сериале 2 сезона, но 4 сюжетные арки, именуемые «книгами».
В целом канал не то чтобы вставлял создателям палки в колёса, но одно очень спорное решение с их стороны было – прямо посреди трансляции третьей книги было объявлено, что премьеры новых эпизодов не будут транслироваться на телевидении, а сразу попадут на сайт канала nick.com. И это особенно удивительно, если учесть, что «Легенда о Корре» является одной из самых высокобюджетных анимаций на американском ТВ.
«Аватар: Легенда об Аанге» был законченной историей с продуманной основой, объединяющей все сюжетные арки, но у «Легенды о Корре» такого скелета изначально не было. Лишь к четвёртой книге становится понятно, что эта история – о превращении строптивого подростка в мудрого миротворца. Если герой оригинального сериала был монахом и по ходу сериала учился в основном магическим способностям, то Корра в большинстве своём набирается ума, а не силы. Это в целом отражает различие между новым сериалом и старым: уже будучи нацеленной на более взрослую аудиторию, «Легенда о Корре» берёт более сложные темы вроде терроризма и подходит к ним с максимальной ответственностью.
К сожалению, во всём этом есть одно большое «но»: вторая книга. Как признался в одном из интервью ДиМартино, фанаты её просто ненавидят. Даже если отбросить в сторону очень спорные сюжетные повороты, останутся проблемы с анимацией. Частью эпизодов занималась не Studio Mir, ранее всё это время работавшая на сериале, а Studio Pierrot, приложившая руку к таким аниме как «Блич» и «Наруто». Разница в качестве работ этих студий очень заметна.
Но если вы не были в восторге от первой книги и плевались от второй, вы просто обязаны посмотреть третью и четвёртую, ибо там сериал разгоняется на полную и показавает себя во всей красе. Апогеем становится его последняя минута, в которой показали то, что ранее было немыслимым для детского мультсериала. В данном случае хочется привести слова одного из участников команды сериала, которого также процитировал в своём блоге Брайан Кониецко: «Я прочитал достаточно отзывов, чтобы понять, как он [финал сериала] повлиял на людей. В очень хорошо написанной статье в Vanity Fair его назвали “разрушительным” (в хорошем смысле, конечно). Но по мне, тут бы подошло слово “исцеляющий”. Думаю, ваш финал исцелил многих людей, которые чувствовали, что их любовь и жизненный путь не так реальны или не имеют той же ценности, что и у остальных. Я знаком со многими людьми, которые живут именно с такими мыслями, и всего одним эпизодом на телевидении вы их утешили и сказали, что они тоже что-то значат. По мне, это именно что исцеление».
Гравити Фолз / Gravity Falls (2012-2016)
Алекс Хирш, как и его университетские друзья Пэндлтон Уорд и Джей Джи Куинтэл, в начале карьеры работал на «Удивительных злоключениях Флэпджека», пока ему не позвонил один продюсер с Disney Channel. Рассказывая о том, как ему понравились его студенческие работы, он спросил, есть ли у Хирша желание создать сериал для канала. Алекс ранее не задумывался над подобной перспективой, но подумал, что возможно, там заинтересуются его странным сериалом – смесью «Твин Пикс» и «Симпсонов».
«Гравити Фолз», несмотря на всю мистическую составляющую, получился на удивление автобиографическим: у самого Алекса, как и у главного героя мультсериала, была сестра-близнец, с которой он проводил летние каникулы в глуши штата Орегон, и дедушка по имени Стэн. В плане отношений близнецов Хирш говорит, что они на 100% соответствуют тем, что были у него с сестрой в детстве.
На первых этапах разработки планировалось, что сериал будет нарисован в ином от предлагаемого создателем стиле. Однако впоследствии и в этом моменте автор настоял на своём. Это, кстати, отличительная особенность всех сериалов, о которых было написано выше: они сделаны в том же стиле, в котором работают авторы идеи (кроме «Удивительного мира Гамбола», разумеется).
Появление «Гравити Фолз» в эфире стало большим событием. Зрителей захватила загадочность сериала: они принялись разгадывать секретные коды, которые даются в конце каждой серии, и в качестве подсказки использовать пущенный задом наперёд голос в заставке. Дошло до того, что фанаты начали строить по-настоящему масштабные теории о сюжете по крайне маленьким и нередко сомнительным деталям. Каждый кадр они анализировали очень тщательно, и нередко их внимание вознаграждалось – хотя бы забавной мелочью. Ведь, как было сказано в одном секретном государственном документе, «придумывание шуток для мультсериала важнее сна».
К счастью, «Гравити Фолз» хорош не только загадками. На момент конца первого сезона Алекс Хирш признался в интервью, что больше всего гордится серией Little Dipper, где выясняется, что сестра выше своего близнеца на целый миллиметр, из-за чего тот ищет способ исправить несправедливость. И, поскольку действие происходит в мистическом городке, он его находит, но впоследствии попадает впросак, благодаря чему очевидная мораль уходит на пятнадцать минут вперёд, давая путь захватывающему приключению. И гордится Хирш эпизодом потому, что связь между ситкомовской и мистической частью мультсериала тут наиболее логична и интересна.
По ту сторону изгороди / Over the Garden Wall (2014)
К 2014 году дела у Cartoon Network шли исключительно хорошо. Множество хитовых проектов, приток новой аудитории – жаловаться не на что. И вот у работавшего в то время над «Временем приключений» Патрика МакХейла спросили, заинтересован ли он в создании собственного пилота. Всё это вылилось в появление короткометражки «Книга неизвестности», ставшей частью инициативы канала развития анимации в формате короткого метра. Творение МакХейла получило несколько наград на различных кинофестивалях, так что создание сериала по нему стало лишь вопросом времени.
МакХейл лелеял идею, лёгшую в основу короткометражки и мультсериала, ещё с 2004 года и чуть было не запустил её в рамках другого анимационного проекта, но не срослось. В итоге Патрик принял беспрецедентное для детского телевидения решение и превратил «По ту сторону изгороди» в мини-сериал, аргументировав это тем, что такой формат позволит сделать «продукт более высокого качества, чем он мог бы быть в формате обычного сериала».
10 десятиминутных эпизодов были показаны с 3 по 7 ноября 2014 года. Каждый включал в себя отдельное приключение с разным окружением и персонажами, имея лишь общий сюжетный скелет – как два брата пытаются найти путь домой из загадочного леса, где за ними охотится некое чудовище. Один русский обозреватель описал этот сериал как «”Время приключений”, написанное Марком Твеном и Чарльзом Диккенсом». Пожалуй, сложно подобрать для «По ту сторону изгороди» более подходящее краткое описание.
Если вы не знаете, с какого мультсериала начать знакомство из этого списка – начните именно с «По ту сторону изгороди». В целом он займёт меньше двух часов вашего времени (только не стоит смотреть всё сразу – растяните удовольствие), но взамен вы получите уникальный опыт, вдохновлённый детскими книгами 19 века, музыкой раннего 20-го и фолк-артом в частности. А при повторном просмотре он наградит ваше внимание своей, при всей кажущейся разобщённости, невероятной связанностью отдельных деталей эпизодов.