Назад в прошлое: Выстрелы в Далласе
22 ноября 1963 года – дата, разделившая историю Америки на «до» и «после». В этот день в Далласе был застрелен 35-й президент США Джон Фицджеральд Кеннеди. Как известно, официальное следствие признало виновным в убийстве стрелка-одиночку Ли Харви Освальда. Однако и по сей день не утихают споры о том, кто может стоять за этим преступлением и является истинным заказчиком убийства. Гибель Кеннеди породила множество теорий заговора и обеспечила любителей конспирологии пищей для размышлений на десятилетия вперёд.
Разумеется, самое известное преступление в американской истории неоднократно получало многочисленные упоминания и воплощения в массовой культуре. Не смог остаться в стороне и Стивен Кинг. Ореол таинственности, окружающий убийство JFK, вдохновил Короля ужасов на написание не вполне типичного для себя произведения. В 2011 году Кинг опубликовал роман «11/22/63», главный герой которого получает шанс отправиться в прошлое и предотвратить гибель президента. Нетривиальное сочетание научной фантастики и детектива с элементами конспирологии было тепло встречено публикой и почти сразу заинтересовало голливудских кинематографистов.
Первым за написание сценария собирался засесть режиссёр легендарного «Молчания ягнят» Джонатан Демме, однако не нашёл общего языка с Кингом. Вскоре проект подхватил Дж. Дж. Абрамс, а затея снять полнометражный фильм трансформировалась в мини-сериал. Учитывая объём оригинального произведения, такой формат выглядел куда более оптимальным решением и на практике полностью себя оправдал. В феврале 2016-го года стриминг-сервис Hulu представил на суд публики восьмисерийную экранизацию, главную роль в которой сыграл Джеймс Франко.
Школьный учитель Джейк Эппинг узнаёт от своего друга – хозяина закусочной Эла (Крис Купер) – о существовании временного портала в 1960 год. Тот расположен в подсобке закусочной и ведёт в одно и то же время одного и того же дня. При этом в настоящем времени путешествие любой длительности проходит всего за две минуты, а любые изменения прошлого сбрасываются при новом входе в портал. Эл одержим идеей предотвратить убийство Кеннеди, но ему мешает рак лёгких. Перед смертью он просит Джейка сделать то, что не получилось у него. Эл уверен: спасение американского президента поможет изменить ход истории в лучшую сторону. Вот только прошлое всячески сопротивляется любому вмешательству в его ход…
Именно Время становится для Джейка Эппинга самым сильным и опасным противником, с которым чрезвычайно трудно бороться. А уж когда в дело вмешивается ещё и Любовь в лице очаровательной школьной библиотекарши Сейди (Сара Гэдон), Джейку становится во сто крат сложнее. Постоянно возникающие моральные дилеммы, необходимость делать непростой выбор и принимать тяжёлые решения – всё это создаёт герою проблем едва ли не больше, чем любой заговор и спецслужбы…
Роман «11/22/63» вошёл в список бестселлеров 2011 года, но всё же обладает рядом недостатков. В умении воссоздать атмосферу 60-х годов Кингу не откажешь: подробные описания архитектуры, одежды, автомобилей, быта тех лет прекрасно отображают портрет эпохи и демонстрируют, что автор получает огромное удовольствие от погружения в «ретро», ностальгирует сам – и увлекает читателя. Вместе с тем несколько десятков страниц может занимать описание, например, школьного праздника, взаимоотношений жителей городка, а собственно Кеннеди и Освальд за это время упоминаются полтора раза.
Сценаристы сериала избрали «золотую середину»: с одной стороны, экранизация также тщательно подходит к вопросу воссоздания исторической атмосферы (декорации, костюмы, транспорт – всё исполнено на отличном уровне), с другой – второстепенные сюжетные линии и персонажи поданы более компактно, нежели в романе, а основной нитью является именно спасение Кеннеди. 800-страничное произведение Кинга при желании можно было бы экранизировать сезонов пять, но шоураннеры Hulu избрали другой путь. Да, от некоторых эпизодов пришлось отказаться в угоду вменяемому хронометражу, зато результат получился удобным для восприятия. При этом основные идеи Кинга о том, в какой степени можно изменять прошлое и есть ли в этом смысл, остались нетронутыми – общую атмосферу и ключевые положения первоисточника перенесли в сериал с уважением к авторскому замыслу.
Добрых слов заслуживают и исполнители главных ролей. Между Джеймсом Франко и Сарой Гэдон ощущается «экранная химия». Чрезвычайно хороши и молодые и пока ещё не слишком известные актёры: британец Джордж МакКэй (его мы также могли видеть в прошлогоднем «Капитане Фантастик») в роли Билла – помощника Джейка, навязавшегося ему в напарники, – и австралиец Даниэль Уэббер, сыгравший Ли Харви Освальда. Особенно удачным вышел как раз образ убийцы Кеннеди – агрессивный, озлобленный, взрывной параноик, пропитанный идеологией. Вот только кто толкнул его на страшное преступление (и толкнул ли вообще)? Однозначного и прямого ответа на этот вопрос ни книга, ни её экранизация не дают, оставляя читателю/зрителю определённый простор для воображения.
Сценарий мини-сериала, как и роман, в целом неровен, местами предсказуем, а кое-где грешит слишком уж примитивными приёмами (потеря памяти – ну что за дешёвый трюк?). В остальном же «11.22.63» – исполненная с большой любовью и уважением как к изображаемой эпохе, так и к оригинальному кинговскому труду экранизация.