Парень замечает на вечеринке девчонку и влюбляется с первого взгляда. Подкаблучник, чтобы угодить жене, копает под своего босса. Студент, вернувшись из зарубежного вуза, обнаруживает, что дома творится полное безобразие, которое необходимо исправить. Не узнаёте персонажей? А ведь это никто иные, как Ромео и Джульетта, Макбет и Гамлет, какими их можно увидеть в оригинальных экранизациях Шекспира, создатели которых меняют классические декорации на современную обстановку, переставляют акценты и переиначивают тексты или просто творят «по мотивам».
Результаты – от занятных попыток переодевания до серьёзного переосмысления устоявшихся канонов и принятых трактовок. Мы собрали 10 фильмов, режиссёры которых замахнулись на Уильяма нашего Шекспира, не нуждающегося в полировке бронзы и протирании пыли. Шекспир как был живым и вечным, так и остаётся. А вот нам не повредит иногда об этом напомнить.
Ромео + Джульетта (1996)
Romeo + Juliet
В лихие 90-е любитель карнавальной эстетики режиссёр Баз Лурман бросил дерзкий вызов степенной постановке Франко Дзеффирелли 1968 года. В фильме Лурмана мальчишки и девчонки, а также их родители живут в мегаполисе, где воюют мафиозные кланы. Молодёжь гоняет на крутых тачках, общается под звуки перестрелок и влюбляется, как положено подросткам: с первого взгляда, навсегда и против всего мира.
Юные Леонардо ДиКаприо и Клэр Дэйнс, превращая шекспировский ямб в уличный речитатив, доносят с экрана правду жизни эпохи гаражного рока и «Криминального чтива»: всё очень быстро, кроваво и бесстыдно романтизирует бандитов, как сериал «Бригада». При этом эксперимент Лурмана полностью удался: он доказал, что Шекспира необязательно гладко причёсывать, а самую знаменитую в мире историю любви можно, а то и нужно рассказывать, разрывая на груди гавайскую рубаху от напора чувств.
Цезарь должен умереть (2012)
Cesare deve morire
Актёры этого итальянского полудокументального фильма режиссёров Паоло и Витторио Тавиани – не профессионалы индустрии, а настоящие заключённые римской тюрьмы, отбывающие в ней пожизненный срок. Они принимают участие в постановке пьесы Шекспира «Юлий Цезарь». Репетируя роли на подмостках театральной тюремной студии и в своих одиночных камерах, задумчивые мужчины с лицами античных философов и разбойников с большой дороги рассуждают о чужой трагедии, вспоминая собственные истории дружбы, предательства и обмана.
Это больше урок литературы, чем кинопостановка, действенно напоминающая, что существует единственный способ читать великих авторов – примерять каждую строчку, тогу и нож за пазухой на себя.
Буря (2010)
The Tempest
Пересадкой творений Шекспира на современную почву режиссёр Джули Тэймор занималась и раньше. В 1999 году это был «Тит Андроник» с Энтони Хопкинсом в главной роли. Но в «Буре» Тэймор пошла ещё дальше, пригласив на роль волшебника Просперо блистательную Хелен Миррен.
Создательница картины выстроила настоящие театральные подмостки эпохи Ренессанса, театр как пространство жизни, в которой высокое неотделимо от низкого. Балаганное шутовство соседствует с лирикой и трагедией гибнущего волшебного мира, магия – с грубым бытовым натурализмом, рассуждения о вечном – с мимолетной вечностью юной любви. В фильме соединились классика и сценический авангард, комедия и политический триллер, тёмное фэнтези и цирковая буффонада. Тонко, нежно, со светлой грустью звучит финальный монолог волшебницы Просперы, ведь «Буря» – это прощание великого Барда со зрителем.
Вестсайдская история (1961)
West Side Story
Две равно уважаемых семьи, в Нью-Йорке, где встречают нас событья, ведут междоусобные бои, а заодно пляшут и поют мамбо в фильме, завоевавшем 10 премий «Оскар» и объявленном вторым в списке лучших мюзиклов всех времён.
В этом вольном, положенном на музыку, пересказе «Ромео и Джульетты» уличные банды противоборствуют, а Тони и Мария находят друг друга, увы, с тем же итогом, что и злополучные любовники у Шекспира. Но пока кровавая развязка не наступила, сияют глаза и сверкают белозубые улыбки, летают разноцветные юбки, стучат в такт сердцу каблучки и гудят машины на улицах большого города. Что происходит, когда Шекспир встречается с мюзиклом? Ясное дело – танцуют все!
Много шума из ничего (2012)
Much Ado About Nothing
Весёлый кинокапустник, отснятый за пригоршню долларов и немыслимые 12 дней на дому у самого режиссёра фильма Джосса Уидона, ненадолго отвлёкшегося от создания блокбастеров из вселенной Marvel.
Это опьяняюще лёгкий камерный фильм, в котором под джазовое журчание беззаботно кружат у бассейна счастливые парочки, приехавшие в гости на ананасы с шампанским. Даже мрачный злодей дон Хуан обзавёлся вместо пронырливого подручного красивой советницей-блондинкой, интимно нашёптывающей ему на ухо на политические темы, не вылезая из кровати.
Строгость чёрно-белой плёнки кажется здесь каким-то излишним кокетством, но полтора часа хорошего настроения от летнего легкомыслия, блондинок, джаза и видимого удовольствия актёров, приглашенных потусоваться у Шекспира, обеспечены.
Ричард III (1995)
Richard III
Убийственно стильный фильм с мощным актёрским составом из поднаторевших в театральных постановках британцев и выписанного из Америки молодого Роберта Дауни-младшего.
События шекспировской игры престолов перенесены в 30-е годы XX века. Красный и чёрный – основные цвета в палитре ленты. Траурная гамма символизирует пролитую в борьбе за власть кровь и то зло, воплощение которого – страшный сухорукий горбун в монументальном исполнении сэра Иэна МакКеллена. Восхождение Ричарда к трону вызывает недвусмысленные ассоциации с другим тоталитарным лидером и его министрами пропаганды. Выписанная жёсткими штрихами экранизация старинной пьесы наглядно демонстрирует, что за минувшие столетия ни один циник и людоед у власти ничего нового не придумал.
10 причин моей ненависти (1999)
10 Things I Hate About You
Какой парень в здравом уме захочет встречаться с радикальной феминисткой и ботаничкой, открыто выражающей презрение к мужскому полу? Такова главная героиня фильма Кэт, неприветливая старшая сестра улыбчивой милашки Бьянки. Кэт решается позвать на свидание только школьный хулиган Патрик, да и то небескорыстно. Но, конечно, это лишь начало настоящей любви.
События забавного переложения «Укрощения строптивой» развиваются в школе «Падуя». В шекспировской комедии на подростковый лад можно услышать чтение сонетов в стиле рэп, строчки из «Гамлета» в стиле поп и полюбоваться на то, как бесшабашный и лохматый Хит Леджер исполняет композицию «Can’t Take My Eyes Off You» – вдохновенно, фальшиво и наполняя экран ощущением радости жизни.
Гамлет (2009)
Hamlet
Принц датский переехал в современный мир и обжился в нём, словно так всегда и было. Во дворце следят за его обитателями холодные глаза камер Большого Брата, а пистолеты сменили шпаги. Гамлет больше не разговаривает с самим собой, а делает видеозаписи и разгуливает в оранжевой футболке с босыми ногами, переходя из режима клоунады к депрессии и ярости за доли секунды.
Дэвид Теннант, больше всего известный по сериалу «Доктор Кто», интересуется с томной интонацией: «Быть или не быть?» и ухитряется привнести в образ меланхоличного датчанина немного экстравагантности своего путешественника во времени. Экспрессивная телевизионная постановка воссоздаёт пьесу целиком и не отклоняется от её сути, несмотря на босые ноги и футболки.
Шекспир на новый лад (2005)
ShakespeaRe-Told
В четырёх киноновеллах, снятых для британского ТВ, звучит мало слов, написанных Шекспиром. И всё-таки рука драматурга узнаётся в каждом эпизоде. В городском фэнтези «Сон в летнюю ночь», где герои приезжают в загородный парк под названием «Парк грёз». В зажигательном ситкоме «Много шума из ничего» с азартными пикировками двух популярных телеведущих, однажды понимающих, что обожают друг друга. В гротескной версии «Укрощения строптивой», где на злюке Кейт, баллотирующейся на пост премьер-министра, женится экстравагантный аристократ, балующийся трансвестизмом. И особенно в рассказанном с отстранённой интонацией жесточайшем нуаре, где безобидный шеф-повар модного ресторана Джо Макбет (одна из лучших ролей Джеймса МакЭвоя) шаг за шагом превращается под влиянием амбициозной жены в безумного убийцу.
Вечные сюжеты обрели новое воплощение, где изменена почти каждая буква Шекспира, но сохранен его дух, что, в конечном итоге, всегда лучше, чем наоборот.
Сон в летнюю ночь (1999)
A Midsummer Night’s Dream
Совместный проект итальянцев, американцев и англичан, к сожалению, почти не известный широкому зрителю. Действие развивается в 1890 году в живописной местности Тосканы, жители которой признают только два занятия – влюбляться и крутить педали, в промежутках между этим лениво потягивая вино на летних верандах кафе.
Этот панегирик dolce vita хорош не только визуальным великолепием: Мишель Пфайффер в струящихся шелках, молодым Кристианом Бэйлом во фраке, томными Софи Марсо и Калистой Флокхарт в кринолинах и Рупертом Эвереттом в блёстках на голое тело. За комедийную составляющую отвечают Стэнли Туччи с хитрым прищуром – в роли местного трикстера Пака – и Кевин Клайн, чей Основа привносит в финале во всеобщее благолепие нотки внезапной романтической грусти.
Сон кончается, но воздух продолжает мерцать волшебной пыльцой проказливых эльфов, ибо, как писал другой великий автор: «В каждом начале живёт волшебство».
«Кориолана» в стиле войны в Югослави не помянули… И «Тщетные усилия любви» под ркбеж 30-ых и сороковых. Не говоря уж о «Двенадцатой ночи» 1996г с потряающим подбором актеров!