Сразу предупреждаем: «Завтрак на Плутоне» не о покорении Солнечной системы! В нём нет космических путешествий или контактов с инопланетянами. Действие фильма разворачивается на Земле, и рёчь в нём идёт о… и вот здесь необходимо сделать паузу.
Знакомьтесь: Патрик Брэддэн, главный герой картины. Да-да, именно «герой» – пусть вас не смущает, что на нём – платье и боа, а его движения отличаются почти кошачьей грациозностью.
Создатель картины, ирландский режиссёр Нил Джордан, никогда не отличался «стандартным подходом» к выбору главных героев. Вспомним его длинноволосых вампиров из «Интервью с вампиром», транссексуала Дила из «Жестокой игры» и интриганов из клана Борджиа.
«Завтрак на Плутоне» – это рассказ Патрика о себе. О своей жизни в приёмной семье, о строгости католической школы в маленьком ирландском городке, о борьбе страны за свою независимость и о переезде в Лондон с целью найти родную мать… Согласитесь, подобные «биографические вехи» можно рассмотреть под разными углами – и на их основе снять несколько абсолютно разных фильмов.
Для начала, можно просто снять фильм-биографию о жизни отдельно взятого трансвестита в отдельно взятой стране. С другой стороны, ничто не мешает объяснить «транс-ипостась» главного героя его детскими травмами – и снять неплохое психологическое кино. Можно изловчиться – и сделать сугубо социальную картину, где основная тема – противостояние не-такого-как-все-героя и общества.
Достаточно? Нет, есть ещё варианты! Например, роуд-муви – ведь на протяжении большей части картины герой ищет свою мать. А если сместить акцент с героя на обстановку в его стране – и рассказать об Ирландской республиканской армии и её борьбе за независимость страны? Можно даже изловчиться и снять… житие! Ведь не зря же главный герой придумал себе легенду, что получил своё имя в честь некоего Святого Киттена!
Однако режиссёр Нил Джордан поступил совсем иначе. В своей картине он смешал воедино почти всё выше описанное (разве что сведя к минимуму участие дедушки Фрейда). И поразительно, что вместо пёстрого лоскутного одеяла у него получился настоящий волшебный ковёр!
С самого начала картины режиссёр задаёт этот сказочный контекст: две веселые малиновки кружат над церковью и игриво переговариваются между собой. Подобное вступление задаёт тон всей истории, и поэтому дальнейшее поведение (и постоянное переодевание!) героя не воспринимается как нарушение психического развития. Скорее как инаковость, как попытка противопоставить себя этому миру.
К слову, о переодевании. В культуре многих стран существует такой архетип как трикстер. Это – как правило – плут, шут и обманщик. Трикстер любит хитрить и увиливать. Жизнь для него – игра.
Этот персонаж склонен менять свой облик. Более того, в некоторых культурах он имеет гендерную неустойчивость: ведь смена пола тоже может быть частью игры! Разве не похож на трикстера Патрик? Он хитёр, ироничен и может найти выход из любой ситуации! Действительно, он постоянно играет. Даже стоя в яме, готовясь к смерти от ирландских сепаратистов, он продолжает мямлить что-то своё, будто не желая выходить из роли.
Отдельно хочется сказать об исполнителе роли Патрика – ирландском актёре Киллиане Мерфи. Поразительно женственный, с большими голубыми глазами – если не смотреть в титры, то главного героя легко можно принять за девушку. Поразительная грациозность, манерность и готовность отдать себя всего (всю?) первому встречному – всё это дополняет образ трикстера более тонкими, личными чертами.
Итак, что же такого особенного в утреннем приёме пищи на самой дальней из – некогда – планет нашей Солнечной системы? Фильм «Завтрак на Плутоне» – это своего рода сказка, волшебная история, в которой правда и вымысел переплетаются между собой, образуя оргинальные узоры. И самое главное, что после финалных титров не остаётся сомнения в том, что главные герои будет жить долго и счастливо. А разве не это идеальный конец для идеальной сказки?
Очень точный отзыв об этом замечательном фильме. У самого после просмотра осталось ощущение, что побывал будто в параллельной реальности (как вы сказали: в сказке)