Джон Кьюсак

Голливуд в огне

Неудивительно, что один самых провокационных режиссёров на планете, который всегда держался в стороне от больших студий и многомиллионных бюджетов, решил в итоге взяться за проект, который бы показал всю подноготную грязь внешне идеальной жизни американских звёзд. Кажется, это был лишь вопрос времени, когда Дэйвид Кроненберг подступит к такому уязвимому для проницательного режиссёрского глаза конструкту, как Голливуд.

В XX веке многие именитые постановщики пробовали себя в жанре голливудской сатиры, включая Билли Уайлдера, Артура Хиллера и Роберта Олтмена. Однако потребовалось сорок пять творческих лет, чтобы канадский enfant terrible пришёл к давно освоенной в западном кинематографе теме. За это время он успел снять целый ряд экспериментальных ужастиков, по сути создав поджанр body horror, затем переключился с телесных трансформаций героев на душевные метаморфозы и заигрывание с виртуальной реальностью, одновременно с родственниками Вачовски выпустив на экраны свою «Экзистенцию». Наконец, в новом столетии Кроненберг записался в авторы жестоких психологических триллеров, наглядно иллюстрирующих звериную сущность человеческой природы.

В своей последней картине «Космополис» режиссёр снова сменил вектор творческого развития и взял курс на едкую сатиру капиталистического мира. В этой ленте главный герой, в исполнении лишённого каких-либо эмоций Роберта Паттинсона, полтора часа пытается добраться на своём лимузине по запруженному людьми Манхэттену до парикмахерской, попутно открывая зрителям тёмные стороны жизни бесчувственного миллиардера. В «Звёздной карте» снова фигурируют и лимузин, и Паттинсон (теперь в качестве водителя), но сюжетная интрига стала на порядок более закрученной.

Миа Васиковска и Джулианна Мур

В центре фильма оказываются сразу несколько персонажей, каждый из которых глубоко завяз в уродующем людей голливудском механизме. Доктор Стэффорд Вайс (Джон Кьюсак) – популярный психотерапевт и автор бестселлеров о самосовершенствовании – помогает одной из своих клиенток, актрисе Гаване Сегранд (Джулианна Мур), справиться с неврозом, возникшим из-за её неспособности выйти из тени своей матери Клариссы, бывшей иконы Голливуда, трагически погибшей в пожаре.

Между тем, в семье Вайсов всё далеко не так гладко, как кажется на первый взгляд: 13-летний сын Стэффорда Бенджи (Эван Бёрд), телезвезда и кумир молодёжи, только-только выздоравливает от наркотической зависимости, возникшей на волне популярности. В то же время его дочь Агата (Миа Васиковска), выходит из психиатрической клиники, где отбывала срок за поджог, и устраивается ассистенткой к Гаване, планируя поквитаться со своей семьёй. Параллельно она заводит дружбу с молодым парнем Джеромом (Роберт Паттинсон), водителем лимузина, который пишет собственный сценарий и мечтает однажды стать кинозвездой.

Роберт Паттинсон

За столь крепко сбитый и многоплановый сценарий отвечал Брюс Вагнер, писатель, сценарист и актёр, известный резким взглядом на голливудскую индустрию развлечений. Не секрет, что «Звёздную карту» он задумывал с оглядкой на собственный жизненный опыт, когда в двадцатилетнем возрасте пытался пробиться на Фабрику грёз, обивая со своими сценариями пороги студий и попутно подрабатывая водителем лимузина (персонаж Паттинсона – альтер эго сценариста).

С самого начала было понятно, что этот сценарий с трудом привлечёт крупных продюсеров, и в итоге фильм пребывал в производственном аду около шести лет. Ещё после выхода «Космополиса» в 2012 году Кроненберг сомневался в том, что сможет перенести текст Вагнера на экран, характеризуя ленту таким образом: «”Звёздная карта” – чрезвычайно экстремальная картина. Это не большое коммерческое кино, но даже как независимая лента она крайне непроста – это очень язвительная сатира, которую будет трудно продать».

Оливия Уильямс, Джон Кьюсак и Дэйвид Кроненберг (кадр со съёмок)

Но, вопреки всем трудностям, Дэйвид с Брюсом добились своего: в мае 2014 года «Звёздная карта» была показана в конкурсе престижнейшего Каннского кинофестиваля, а ведущая актриса Джулианна Мур за свою бесстрашную работу (несмотря на 53-летний возраст, она появляется в ленте обнажённой) была удостоена награды за лучшую женскую роль. По её словам, это картина «не столько о жизни знаменитостей, сколько о погоне за славой, чего бы это ни стоило».

Учитывая, на какие жертвы шли персонажи прошлых фильмов Кроненберга (на ум приходит как уже ставшая классикой «Муха», так и самая шокирующая лента канадца – «Автокатастрофа»), можно только гадать, какие новые ужасы приготовил для современного зрителя неугомонный провокатор.

[box border=»full»]

Канада, США, Германия, Франция, 2014, 107 мин., 16+, R
Режиссёр: Дэйвид Кроненберг
Сценарий: Брюс Вагнер
В ролях: Джулианна Мур, Миа Васиковска, Оливия Уильямс, Эван Бёрд, Сара Гэдон, Нив Уилсон, Доун Гринхалг, Джон Кьюсак, Роберт Паттинсон, Кьяра Гласко
Прокат: Top Film Distribution / 350[/box]

В российском прокате с 18 декабря.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here