Благодарность мастеру саспенса
Сценарист и режиссёр Кент Джонс («Вэл Льютон: Человек в тени») вместе с французским критиком, историком и бывшим главным редактором Cahiers du Cinema Сержем Тубиана рассматривает развитие и влияние хичкоковской карьеры на мировой кинематограф. Авторы открывают публике свою честную любовь и преданность двум режиссёрам, а точнее – дружбе Альфреда Хичкока и Франсуа Трюффо.
Восторженная и сентиментальная документальная картина Джонса – дань уважения киномана новаторской синефилии и кинокритике. Легендарное интервью Франсуа Трюффо со стариком Альфредом Хичкоком, которое проводилось в течение недели в офисе британца на киностудии Universal, стало журналистским и киношным мероприятием, изменившим то, как мы оцениваем кинематограф: искусство или коммерция. В конце концов, Трюффо представил книгу с увлекательными иллюстрациями – в качестве важнейшей записи культурно-дипломатической миссии. В то время Альфред Хичкок уже был известен как мастер саспенса, однако Франсуа Трюффо настаивал на его назначении как художника и представителя авторского кино.
Рассказ о беседе двух режиссёров ведут другие, не менее именитые лица индустрии: Мартин Скорсезе, Уэс Андерсон, Дэйвид Финчер, Ричард Линклейтер, Питер Богданович, Джеймс Грэй, Оливье Ассайас и Арно Деплешен. Современники с лёгкостью и красноречием, простодушием и идеализмом говорят о привлекательности творчества Хичкока и его манере работы.
Внимание, естественно, нацелено на картины мастера, потому что зрителя ставят на место Трюффо, но работа британца рассматривается глазами француза, чей блеск, как лицо кинокритики, пропитывает сюжет этого фильма. Картина рассказывает о детстве и становлении двух людей, а также о том, что имеет гигантское значение – их мировоззрении, ставшего неотделимой частью кино в целом.
Обсуждение ведётся вокруг фурора «Психо», «Птиц», а также скрытой многоплановости «Головокружения». Несмотря на то что оба режиссёра – выходцы из разных поколений и культур, в беседе они поделились ненасытным аппетитом на фильмы и зрелым пониманием кино, его истории и теории.
В «Хичкоке/Трюффо» вспоминают и об Андре Базене – ключевой фигуре мирового киноведения, который был одним из основателей Cahiers du Cinema. Базен стал словно отцом для Трюффо, а позже его заменил Хичкок, учитель и вдохновитель француза. Трюффо верил во внезапность действия в камере (по крайней мере, частично) через рыхлую импровизацию, что чуждо подконтрольному кинематографу Хичкока, каждый фильм которого был готов уже в голове и на бумаге.
Кент Джонс и его гости рассуждают о сказочном использовании изображения и кинолентах, которые выглядят как реальность, но на самом деле далеки от неё. Иными словами, «Хичкок/Трюффо» превозносит умение Хичкока смешивать гиперреализм и сюрреализм, что помогало ему создавать понятные коммерческие картины со множеством смыслов. Джонс топчет знакомую землю, но этот документальный фильм, безусловно, – солидное знакомство с детищами двух титанов кино. Режиссёр умело, но предвзято берёт своего зрителя в беглое и глубокомысленное путешествие, стараясь рассказать обо всём. Впрочем, потребуется гораздо больше времени, чтобы поведать о старике Хичкоке и его карьере, которая, как и сам автор, не имеет границ и обросла загадками и мифами.
«Хичкок/Трюффо» – красивое, самобытное, очень занимательное и незабываемое письмо-благодарность мастеру саспенса за чистоту немого кино и важность изображения. Не случайно мы слышим голос самого Хичкока, который в одном из эпизодов говорит, что некоторые сцены фильма лучше сохранять без диалогов.
Трюффо провёл интервью, чтобы выразить своё самозабвение и отдать честь мастеру, а Кент Джонс сделал документальный портрет, чтобы выразить уважение толковой книге Трюффо. Как и следовало ожидать, в «Хичкоке/Трюффо» мы отходим от открытого обсуждения и суждения карьеры Хичкока и просто пускаемся в радостный пляс от просмотра «Психо» и «Головокружения», лишний раз надевая корону на британскую голову. Впрочем, для поклонников Хичкока подобное слепое высокомерие и расхваливание режиссёра не покажется лишним или навязчивым.
Вердикт: Увлекательный документальный фильм, пронизанный заботой и живостью. Перед нашими глазами оживает дух картин Трюффо и Хичкока, и мы начинаем больше задумываться о кино.
8 |
9 |
8 |